Обновление либерализма

В XIX столетии классические английские либералы, например Манчестерская школа Кобдена и Брайта, выступали за свободное предпринимательство и усиленно возражали против государственного вмешательства в экономику. Именно тогда известпые консерваторы, такие, как Шефтсбери и Дизраэли, призывали к тому, чтобы государство отчасти взяло на себя заботу о бедных и слабых. В Соединенных Штатах либеральные сторонники Т. Джефферсона заявляли, что лучше то правительство, которое меньше правит, а консервативные последователи А. Гамильтона выступали за осуществление государством социальных программ.

Но история своенравна, и, хотя роль государства по-прежнему осталась острым вопросом, со временем либералы и консерваторы поменяли свои позиции на противоположные. Еще Теодор Рузвельт * ясно осознал, что в обществе, располагающем развитой технологией и сконцентрированным частным капиталом, гамильтоновские средства необходимы для того, чтобы достичь джеффер-соновских целей. Поскольку либералы стали выступать за вмешательство государства в социальную жизнь, консерваторы, увидев в государственном вмешательстве оружие, которое могло быть использовано против них, перешли на позиции защиты свободного предпринимательства.

История, таким образом, учит нас, что основные различия между консерватизмом и либерализмом заключаются в их классовых обязательствах, их отношении к социальным переменам, а в современный период — в их понимании роли государства. Давайте не забывать об этих исторически сложившихся различиях, поскольку большинство современных попыток по-пному определить такое различие неадекватно, если не попросту извращает события. К примеру, мои друзья-неоконсерваторы в полемическом задоре создали бесстыдную карикатуру на либерализм — и я не сомневаюсь, что в наших собственных выступлениях мои друзья-либералы и я сам столь же несправедливо изображаем консерватизм.

Человек, добросовестно изучивший работы Ирвинга Кристола, Генри Киссинджера, Дэниэла Патрика Мой* нпхена и Нормана Подгореца, будет считать, например» что либерал —^это тот, кто убежден в совершенстве человека, кто рассматривает власть как безусловное зло, кто предается «самообвинениям», «испытывает к самому себе презрение и ненависть» (Подгорец), чьим преимущественным занятием является «самобичевание» (Киссинджер), кто пережил безответную любовь к марксизму, кто признает, как это иронически называл Бертран Рассел, «превосходящую ценность угнетенных по сравнению с угнетателями», кто выступает за перевоспитание преступников в стране и террористов за рубежом посредством «терапевтической этики» (Кристол), то есть сострадания и заботы о них в русле социальных программ, кто стыдится Америки и считает, что «жители «третьего мира» более богоугодны» (Стивен Розенфельд), и кто питает отвращение к геополитике, балансу сил и идее национальных интересов.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta