СССР крупнейший в мире производитель нефти

Уайнбергер, видимо, незнаком с этими оценками управления, но это не все, чего он не знает. Не знает он также истории. Для него доступ СССР к нефти Персидского залива автоматически означает потерю доступа для Запада. Ему, очевидно, не приходит в голову, что и Советский Союзг и страны Запада могут получать нефть, пе мешая друг другу. И даже если у него нашлись бы поклонники среди историков и археологов, им пришлось бы нелегко, вздумай они отыскать «исторические пути вторжепия», ведущие пз советской Средней Азии к нефтяным месторождениям Ирака, Ирана и Саудовской Аравии.

Па самом деле трудно представить, чтобы Советский Союз хотел захватить нефть Персидского залива. За последние три года перебои в поступлении нефти нз рай-опа Персидского залива случались трижды: в 1973 г., когда Саудовская Аравия наложила эмбарго на поставки нефти во время арабо-израильской войны, в 1979 г. из-за иранской революции и в конце 1980 г. в результате войны между Ираном и Ираком. Ни к одному из этих событий Советский Союз не был причастен.

СССР, крупнейший в мире производитель нефти и один из крупнейших ее экспортеров, в настоящий момент располагает огромными нефтяными запасами. И не СССР, а администрации Картера п Рейгана объявили Персидский залив сферой «жнзнепно важных» американских интересов. Недавно президент Рейган распространил обязательства па Саудовскую Аравию. В этих условиях какой же смысл для СССР имеет вторя^ение в район Персидского залива?

Наиболее вероятные угрозы нашим пптересам будут проистекать оттого, что какое-то государство этого региона может вновь применить «нефтяное оруяше», или от

региональных войн плн террористической деятельности, или из-за свержения существующего режима, такого, например, как саудовская монархия. Опасность не в том, что Советский Союз захватит нефть, а в том, что нестабильность в регионе может способствовать расширению его влияния.

Вместо того чтобы поспешно выделять средства на силы быстрого развертывания, конгресс должен, учитывая напряженность в бюджете, настоять на внимательной переоценке мотивов создания этих сил и их эффективности. Смогут лн эти чудовищные силы, насчитывающие 225 тыс. человек — которые к тому же обойдутся в 75 млрд. долл. и будут полностью сформированы не раньше 1985 г.,— лучшим образом справиться с наиболее вероятными угрозами в Персидском заливе?

«Обнаружение» Уайнбергером нехватки нефти у Советского Союза и путей его вторжения является лишь подновленным избитым приемом для предотвращения бюджетных сокращений. Но воображаемые угрозы — плохая замена тому, в чем мы действительно нуждаемся: серьезной, творческой переоценке ситуации в Персидском заливе и поиску политики, направленной на обеспеченно подлинных интересов западного сообщества.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta