Системы правления.

Чтобы постичь значение и суть исламской системы правления Ирана, целесообразно вкратце коснуться политического и юридического состояния систем правления, существовавших в Иране до Великой Исламской революции 1357 г. по солнечной хиджре 71979 г.
Существовавшие до Исламской революции системы правления можно разделить на два периода:
1) период до Конституционной революции;
2) период после Конституционной революции и введения Конституции.
1. Период до Конституционной революции
Отличительная особенность этого периода— абсолютное корыстолюбие высших сословий и правящих кругов в делах управления страной и обществом. После распространения истинной религии ислама при помощи пророков и духовных лидеров законы шариата, излучающие свет ислама, были почти единственными законами, которые соблюдались в культурной жизни людей в целях упразднения разногласий, возникавших между ними. (Хиджра — (16 июня 622 г.), переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления; существуют два вида летоисчисления: по солнечной и по лунной хиджре; летоисчисление до 1300 г. хиджры обычно велось по лунному календарю; год хиджри-йи камари (лунный календарь) примерно на 10 дней короче, чем год хиджри-йи шамси (солнечный календарь).) Здесь и далее примечания переводчика.
Шахи, хакимы 2 и феодальная знать, обладая властью, влиянием и используя авторитетные религиозные предписания, основанные на совокупности положений традиционной веры, подчиняли себе не только армию, но и всю страну, самовластно решая государственные дела. Эти правила, и законы зачастую были установлены ими же и, по всей вероятности, подвергались изменениям в угоду той или иной личности, и в любом случае преимущество было на стороне правителей. По этой причине в стране свирепствовали гнет, насилие, тирания, ущемление прав людей, средневековые карательные меры в отношении оппонентов и противников высших сословий и правящих кругов; не было и намека на политическую свободу, не было аппарата судебной власти для осуществления правосудия, а люди не чувствовали себя в безопасности. Как свидетельствуют факты, многие религиозные деятели, выдвигавшие высшую задачу — проведение реформ, претерпели все тяготы лишения свободы в борьбе с деспотичными правителями и компрадорской буржуазией во имя процветания страны.
Яркими примерами этих религиозных и политических деятелей последующего периода Конституционной революции, каждый из которых попал в опалу у правителя своего времени и отдал свою жизнь, служат Ка’им Макам — и Фарахани, Амир Кабир, саййид Джамал ал — дин Асадабади и многие другие исламские богословы, и правоверные мусульмане-шииты.
В X в. х., незадолго до прихода к власти династии Сафавидов, возникшее соседство религии и политики не было подлинным союзом духовенства и власти, и разделение этих двух важных общественных элементов продолжалось. По этой причине деспотизм власти, недостаток прав и свобод человека, отсутствие кодификации законов наличие которых ныне считается проявлением власти народа, являются характерными чертами данного периода в истории Ирана, как и многих других стран, на протяжении всего их существования.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta