Другие государственные органы кроме Лидера и трех ветвей власти

В государственном строе Исламской Республики Иран, кроме Лидера и трех ветвей власти, Конституцией предусмотрены другие независимые органы, состоящие из Совета экспертов по определению кандидатуры Лидера, Ассамблеи по определению государственной целесообразности, Совета по наблюдению за исполнением Конституции и других независимых судебных органов, таких, как: Суд административной справедливости, военные суды, революционные суды, Генеральная инспекция. О каждом из них мы попытались выше дать краткие пояснения. К остальным независимым органам, у которых, согласно Конституции, своя сфера деятельности, можно отнести Исламский совет, Счетную палату, Высший совет национальной безопасности, радиотелевизионную сеть «Голос и облик Исламской Республики Иран», Совет по окончательному рассмотрению Конституции, о которых в дальнейшем мы вкратце будем говорить.
а) Исламские советы
Ввиду важности советов в Конституции Исламской Республики Иран им уделяется целый раздел — статьи 100—106. Статья 100 говорит о целях и особенностях советов следующее:
Управление делами, и контроль над ними, в целях быстрого выполнения (социальных, экономических, благо-устроительных, здравоохранительных, культурных, образовательных и пр.) программ (связанных с благосостоянием населения, с участием народа и учетом местных особенностей, в каждом поселке, уезде, городе, области или провинции), осуществляется соответственно поселковыми, уездными, городскими, областными или провинциальными, советами, которые выбираются жителями соответствующих местностей.
В соответствии с этой статьей требования к избирателям и кандидатам в депутаты, круг их прав и обязанностей, порядок проведения выборов и осуществления контроля со стороны соответствующих советов и их иерархия, которая должна соблюдаться с учетом принципов национального единства, территориальной целостности, исламского республиканского строя и подчиненности центральному правительству, определяются законом, принятым законодательной властью. До утверждения закона об Исламских советах в Маджлисе исламского совета и Конституции Революционный совет принял законопроект о местных и городских Исламских советах в месяцах тир и михр 1358 г./ июле и октябре 1979 г. 93 После создания Маджлиса исламского совета этот закон несколько раз пересматривался и исправлялся. Министерство внутренних дел также утвердило соответствующие регламенты. Согласно составленной им программе были проведены выборы советов на уровне поселков, уездов, городов, областей и провинций. Фактически условия военного времени и послевоенные проблемы стали причиной задержки осуществления принципов Конституции и закона о советах, который в конце концов ввело в действие правительство господина Хатами.
В Конституции Ирана перечислены два вида советов:
1. Советы, принимающие решения и управляющие; это Совет по наблюдению за исполнением Конституции, Совет экспертов по определению кандидатуры Лидера, Высший совет национальной безопасности и Исламские советы во главе с Маджлисом исламского совета. Они имеют статус юридических лиц и являются независимыми источниками права, распоряжений и решений;
2. Советы по содействию управляющим советам; состоят из представителей учреждений, заводов, учебных центров и т. д., не являются прямо управляющими, а помогают управляющим делами и действуют в рамках закона об Исламских советах 94.
В законе об Исламских советах прописана их служебная, иерархия, которая начинается с самых малых территориальных единиц страны, т. е. поселков и деревень, и заканчивается общенациональным уровнем. С этой точки зрения советы состоят из поселковых, уездных, областных, местных, городских Исламских советов, а также провинциальных Исламских советов и Высших советов провинций, являющихся высшей инстанцией среди других советов, хотя они и занимают более низкое положение, чем Маджлис исламского совета. Так как некоторые из этих советов еще не созданы, задерживается исполнение таких процедур, как выборы, образование структур по их проведению и определение условий их работы. Продолжим обсуждение этой темы, опираясь на статьи Конституции.
Во главе всех советов стоит Высший совет провинций, об обязанностях и важности которого говорит статья 101 Конституции:В целях предотвращения дискриминации и обеспечения участия в подготовке программ благоустройства и благосостояния провинций и контроля за их согласованным выполнением образуется Высший совет провинций, состоящий из депутатов провинциальных советов. Порядок образования и задачи этого органа определяются законом.
Согласно статье 102 этот совет «имеет право в сфере своей компетенции готовить проекты и представлять их в Маджлис исламского совета непосредственно или посредством правительства. Маджлис должен рассматривать эти проекты».
Об осуществлении решений этих советов статья 103 провозглашает следующее:
Губернаторы провинций, городов, уездов и другие местные правители, назначаемые правительством, в том, что касается сферы полномочий советов, обязаны соблюдать их решения.
Основы образования советов второго разряда, т. е. советов по содействию и помощи, также рассмотрены в статье 104.
В общем, когда речь идет о советах, целесообразно упомянуть следующее:
• во-первых, все решения, принятые советами, не должны противоречить нормам ислама и законам страны;
• во-вторых, запрещается роспуск советов, кроме случаев их отклонения от своих законных полномочий. Закон определяет инстанцию — областную комиссию из трех человек, — которая выносит решение о нарушении советами сферы их компетенции;
• в-третьих, в случае, если совет не согласен с решением областной комиссии из трех человек о его роспуске, он может обратиться с жалобой в суд, который должен рассмотреть это дело вне очереди95.
б) Счетная палата
Этот орган состоит из главы, прокурора и коллегий консультантов, согласно статье 54 Конституции находится в прямом подчинении Мад-жлису исламского совета и обладает независимостью в решении финансовых и административных вопросов. По закону, утвержденному в 1352/1973 г., сначала были определены структура и круг полномочий палаты, а после победы революции до образования Маджлиса исламского совета Революционный совет в своем постановлении временно возложил управление палатой на его главу и двух членов, выдвинутых министром экономики и финансов с утверждением их на Революционном совете и в кабинете министров. В постановлении также указано, что палата сама должна готовить финансовые выкладки, счета и регламент их исполнения и после образования Маджлиса исламского совета передать их Комиссии Маджлиса по делам Счетной палаты. Комиссия же, в свою очередь, после рассмотрения этих документов представляет отчет о своих выводах для утверждения Маджлису исламского совета96. В итоге предусматриваемый законопроект был утвержден Маджлисом исламского совета 11 исфанда 1359 г./29 февраля 1980 г. Согласно этому закону в круг обязанностей Счетной палаты вошла функция непрерывного контроля, за всеми счетами государственных учреждений в целях сбережения государственной казны.
Статья 55 Конституции говорит о задачах и полномочиях Счетной палаты следующее:
Счетная палата в порядке, предусмотренном законом, проверяет или инспектирует все счета министерств, государственных предприятий и учреждений и других структур, которые хоть в какой-то степени используют государственный бюджет страны, дабы убедиться в том, что расходы не превысили утвержденные кредиты и что каждая сумма потрачена по назначению. Счетная палата в соответствии с законом готовит финансовые выкладки, счета и документы и представляет отчет о выполнении бюджета за каждый год с приложением своих выводов и предложений Маджлису исламского совета. Этот доклад должен быть опубликован для всеобщего ознакомления.
Согласно закону о Счетной палате от 11 исфанда 1359 г./29 февраля 1980 г. после открытия каждой законодательной сессии по предложению Комиссии Маджлиса по делам Счетной палаты происходит утверждение депутатами главы и прокурора палаты. Отстранение их от должности проходит те же процедуры. Коллегии консультантов этой палаты выполняют функцию суда, и если во время рассмотрения выяснится, что ответственными лицами неосознанно был нанесен ущерб государственной казне, выносится приговор о возмещении ущерба. Если же финансовые нарушения произошли по вине Президента и министров, помимо решения вопроса о возмещении ущерба, отчет об этом представляется Маджлису исламского совета. Согласно параграфу 25 вышеупомянутого закона, если палата во время рассмотрения дела выявит такие преступления, как растрата, хищение и мошенничество, дело будет передано в судебные инстанции через прокурора
Счетной палаты страны для привлечения виновного к ответственности. Вынесенные Коллегией консультантов палаты решения пересматриваются в суде, который обязан в течение одного месяца объявить о своем решении по поводу отклонения или одобрения ходатайства. Некоторые параграфы закона о Счетной палате от 11 исфанда 1359 г./ 29 февраля 1980 г. несколько раз подвергались изменениям. В результате был образован такой институт, как Генеральное ревизионное управление страны 97. Специализированные кадры и необходимый персонал для новой организации были переведены из аппарата финансовой ревизии министерств, учреждений и государственных компаний, а другие службы финансового контроля были распущены. Коллегии консультантов палаты располагаются не только в столице, но и в различных округах страны, включающих в себя ряд провинций.
в) Высший совет национальной безопасности
Этот совет, являющийся одним из независимых органов Исламской Республики Иран, до пересмотра Конституции в 1368/1989 г. носил название Высший совет обороны. После внесения изменений в Конституцию ему была посвящена одна глава, состоящая из статьи 176, и он получил новое название. Вышеупомянутая статья определяет структуру, круг полномочий и обязанностей этого совета:
В целях обеспечения национальных интересов и защиты Исламской революции, территориальной целостности и национального суверенитета создается Высший совет национальной безопасности под руководством Президента со следующими обязанностями:
а) определение политики страны в области обороны и безопасности в рамках общей политики, определенной Лидером страны;
б) согласование политической, информационной, социальной, культурной и экономической деятельности с общими мерами в области обороны и безопасности;
в) использование материальных и интеллектуальных возможностей страны для противодействия внутренней и внешней угрозе.
В статье также представлены лица, входящие в состав Высшего совета национальной безопасности, в следующем порядке:
• Главы трех ветвей власти;
• Председатель Генерального штаба вооруженных сил;
• Ответственное лицо за план и бюджет;
• Два представителя, назначенные Лидером;
• Министры иностранных дел, внутренних дел и информации;
• В необходимых случаях — соответствующий министр и высшее лицо армии и Корпуса стражей Исламской революции.
Советом руководит Президент. Кроме общих комиссий, совет может создать специальные советы по вопросам обороны и безопасности страны, находящиеся под руководством Президента или одного из членов Высшего совета национальной безопасности, назначенного Президентом. Круг полномочий и обязанностей специальных советов определяется законом, а их структура утверждается Высшим советом национальной безопасности.
Решения Высшего совета национальной безопасности вступают в законную силу после их утверждения Лидером страны 98. Хотя главное командование Вооруженными силами и назначение командующих входит в круг обязанностей и полномочий Лидера страны, Высший совет национальной безопасности также вправе внести свои предложения и выразить свое мнение по вопросам обороны и подобного рода назначений на должность Лидеру страны, хотя принятие окончательного решения по этому вопросу остается за ним. Сфера деятельности данного совета расширилась согласно Конституции и разработанному, а затем и утвержденному Маджлисом закону, для рассмотрения деталей которого нужно обратиться к закону и регламенту, утвержденному самим Высшим советом национальной безопасности.
г) Радиотелевизионная сеть «Голос и облик Исламской Республики Иран»
Этот орган, которому Конституция Исламской Республики Иран посвятила 12-ю главу, включающую статью 175, также является независимым. До пересмотра Конституции в 1368/1989 г. радио, телевидение и пресса— средства массовой информации — представляли собой одну общую структуру под контролем вышеуказанного независимого органа, однако сейчас, после внесения изменений в Конституцию, только радио и телевидение функционируют под контролем рассматриваемой независимой организации.
Исправленная статья 175 Конституции устанавливает круг прав и обязанностей работников радиотелевизионной сети:На телевидении и радио Исламской Республики Иран обеспечивается свобода слова и распространения мыслей и идей при условии соблюдения исламских норм и учета интересов страны. Назначение и отстранение от должности Председателя радиотелевизионной сети Исламской Республики Иран осуществляется Лидером страны. Контролирует деятельность этой организации совет, состоящий из представителей Президента, Главы судебной власти и Маджлиса исламского совета (по 2 человека от каждой из ветвей власти). Общая линия и порядок управления этой организацией и контроль за ее деятельностью определяются законом.
Последний закон, состоящий из предисловия, 9 глав и 65 параграфов, был утвержден Маджлисом исламского совета 17 тира 1361г./ 6 июля 1982 г. Он определяет круг полномочий работников радиотелевизионной сети, которые перечислены ниже»:
а) приведение всех программ радио и телевидения в соответствие с исламскими нормами, и интересами страны таким образом, чтобы исламская и национальная культура, сталкиваясь с зарубежной, сумела сохранить свой исламский характер;
б) исключение всякого рода пошлых, дурных, безнравственных и антиисламских представлений из радио и телевидения, создание образцов нравственности и религиозности в общении, делах, семейных и общественных отношениях людей;
в) создание условий для конструктивного столкновения мнений и идей во благо развития науки, национальной и религиозной культуры в рамках свободомыслия и свободной веры.
д) Совет по пересмотру Конституции
Хотя этот важный независимый орган и созывался всего один раз в течение 20 лет после победы Исламской революции, однако его существование было признано крайне необходимым для внесения дальнейших изменений и дополнений в Конституцию, что отражено в последней главе (глава 14) и завершающей статье (статья 177) Конституции. Естественно, что Конституция, подобно другим законам и достижениям человечества, не вечна, она также подвергается изменениям параллельно с политическими, социальными, религиозными, культурными и экономическими преобразованиями в обществе и должна соответствовать новым условиям и потребностям страны. Поэтому в случае необходимости, согласно вышеуказанной статье, пересмотр Конституции Исламской Республики Иран производится в следующем порядке:

а) Лидер страны после консультаций с Ассамблеей по определению государственной целесообразности своим указом предлагает Президенту внести изменения и дополнения в Конституцию на Совете по пересмотру Конституции;
б) совет состоит из следующих лиц:
• Члены Совета по наблюдению за исполнением Конституции;
• Главы трех ветвей власти;
• Постоянные члены Ассамблеи по определению государственной целесообразности;
• 5 человек из числа членов Совета экспертов по определению кандидатуры Лидера по выбору совета;
• 10 человек по выбору Лидера страны;
• 3 человека от судебной власти;
• 10 человек из числа депутатов Маджлиса исламского совета;
• 3 человека от преподавателей университетов.
в) порядок работы, выборы членов совета и предъявляемые к ним требования, приведенные в пункте 2, определяются простым правом.
Решения этого совета после одобрения и подписания Лидером страны должны быть переданы на референдум. Они обретают силу после их одобрения абсолютным большинством, т. е. большей, половиной участвовавших в референдуме. Этот плебисцит не нуждается в утверждении двумя третями от общего числа депутатов Маджлиса.
Предусматриваемые изменения и дополнения в Конституцию могут быть внесены во все статьи. Не может быть изменено содержание статей, относящихся к исламскому характеру государственного строя, провозглашающих, что все законы и юридические акты основаны на исламских нормах, вере и целях Исламской Республики Иран. Статей, провозглашающих республиканский характер правления, принцип правления имама, управление страной с опорой на всеобщее голосование, а также статьи об официальной религии Ирана.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta