Специализированные судебные организации Ирана

Судебная власть в общем смысле слова включает в себя все организации и структуры, которые, так или иначе, имеют отношение к требованию восстановления частных и общественных прав. Некоторые из этих структур, известные под названием общие суды, в качестве общих судебных организаций стали учреждениями в рамках системы юстиции, а другие, такие как специализированные суды, были созданы для специализированных прокуратур. Главное отличие этих судов состоит в сфере их судебных прав и полномочий. Общие суды открыты для всех и рассматривают любые дела. Они имеют право рассматривать все виды споров и жалоб, кроме тех случаев, когда закон накладывает запрет на разбирательство какого-нибудь спора или жалобы, учитывая исключительные обстоятельства. Специализированные суды не имеют права на рассмотрение всех видов тяжб, ограничиваясь теми, которые по закону входят в сферу их компетенции. К числу подобных судов, которые непосредственно находятся под контролем судебной власти, можно отнести военные суды, Суд революции, суды, наблюдающие за порядком деятельности судей, Суд административной справедливости и Генеральную инспекцию.
а) Военная прокуратура и военные суды
Военная прокуратура и военный суд являются частью судебной власти, существовавшей до Исламской революции в системе правосудия страны. Конституция Исламской Республики Иран в статье 172 указывает на необходимость их существования и определяет их задачи, функции и место в судебной власти Исламской Республики Иран:
Для рассмотрения преступлений, относящихся к специфическим военным или правоохранительным функциям военных, жандармов, полиции и Корпуса стражей Исламской революции, в соответствии с законом создаются военные суды. В то же время общегражданские преступления указанных лиц либо преступления, совершенные судебными исполнителями, рассматриваются в общих судах. Военная прокуратура и военные суды являются частью судебной власти, и на них распространяются все принципы, относящиеся к этой власти.
Главные различия между военными судами до и после революции заключаются в ограничении их сферы деятельности. В военных судах до революции выносились обвинительные приговоры в отношении невоенных людей, например, тех, кто выступал против режима. Однако в Конституции Исламской Республики Иран четко определены рамки полномочий военных судов, на которые, согласно новому закону, возлагается рассмотрение преступлений военного характера, преступлений сотрудников полиции, армии, Корпуса стражей Исламской революции, внутренних сил. Общие преступления, такие как убийство, кража и хищения, а также преступления, относящиеся к правоохранительным функциям полицейских, рассматриваются в общих судах.
б) Революционные суды
Эти суды, согласно законопроекту, утвержденному 5 тира 1358 г./ 25 июня 1979 г. революционным советом, были созданы по приказу Лидера революции в первые дни после победы революции для рассмотрения преступлений деятелей прошлого режима и заговорщиков против Исламской революции. Уставы и способы разбирательства в этих судах были утверждены революционным советом 30 тира 1358 г./ 1979 г., и, согласно параграфу 3 этого устава, роспуск судов производится по приказу Лидера. Эти суды в свое время рассматривали дела и выносили соответствующие приговоры, необходимые во время революции: по обвинению деятелей прошлого режима и лиц, совершивших преступления против Исламской революции. С утверждением Конституции в 1358/1979 г. все судебные дела перешли под контроль Верховного судебного совета, а затем — Главе судебной власти. В Конституции Исламской Республики Иран не были указаны революционные специализированные суды и прокуратуры, которые должны были бы существовать отдельно от судебной системы. Продолжительность деятельности этих судов зависит от приказа Лидера и утверждения Маджлиса исламского совета. Несмотря на то, что после утверждения Конституции были определены рамки полномочий судебной власти на уровне страны, был затронут вопрос о ликвидации этих судов. Однако в связи с тем, что продолжались злодеяния против революции, шла навязанная война Ирака против Ирана. Так же организовывались внутренние и внешние заговоры в стране, по предложению Лидера Маджлис исламского совета в 1362/1983 г. утвердил дополнительный параграф, где определил рамки полномочий прокуратур и революционных судов и включил их в систему юстиции под контролем Верховного судебного совета. На основе упомянутого закона в сферу компетенции этих судей входит рассмотрение следующих дел и преступлений:
1) преступления против внутренней и внешней безопасности, а также вопросы войны и территориальных махинаций;
2) дела, связанные с покушением на политических деятелей;
3) все преступления, связанные с наркотиками и контрабандой;
4) дела по убийствам, кровопролитию, тюремному заключению и пыткам при режиме Пахлави;
5) дела по расхищению казны;
6) дела о скупке и спекуляции продовольствием.
в) Суды, наблюдающие за порядком в деятельности судей
Несмотря на неприкосновенность судей и их независимость, на основе статьи о равенстве прав и принимая во внимание возможностьсовершения судьями правонарушений, в Конституции предусмотрена возможность проведения суда и вынесения приговора по поводу временного или окончательного отстранения их от должности. До революции дела в отношении правонарушений и преступлений судей рассматривались в специальных судах под названием «Суды, наблюдающие за порядком в работе судей», которые должны были хранить престиж и авторитет судей, а также исключали вмешательство в дела судов. На сегодняшний день правонарушения судей рассматриваются по приказу Главы судебной власти в одном из отделений Верховного суда страны.
г) Суд административной справедливости
Эта структура является одним из специализированных судов, рамки компетенции которого ограничиваются разбирательством отдельных вопросов, таких как рассмотрение жалоб, исков и протестов граждан против государственных должностных лиц, организаций, протестов против приема на службу государственных деятелей, жалоб и протестов заинтересованных лиц по поводу противоречия правительственных постановлений и актов законам страны и т. д. В действительности, этот суд заменяет Государственный совет, создание которого предусматривалось законом, утвержденным в 1339/1960 г., и который, однако, так и не был создан. Статья 173 Конституции определяет легитимную основу деятельности этого суда:
Для рассмотрения жалоб, исков и протестов граждан против должностных лиц, организаций или правительственных актов и восстановления прав граждан создается Суд административной справедливости, находящийся под контролем Главы судебной власти. Полномочия и порядок работы этого суда определяются законом.
Последний закон был утвержден Маджлисом исламского совета в месяце бахмане 1360 г./феврале 1982 г. в 25 параграфах и 9 комментариях. Он действует и сейчас после некоторых изменений и поправок. Суд находится в Тегеране и состоит из 15 отделений, число которых может увеличиваться до двадцати. Каждое отделение включает в себя одного начальника или временно исполняющего его обязанности, а также одного консультанта. Решение суда выносит начальник или временно исполняющий его обязанности. Руководство судом осуществляет начальник первого отделения 87. Суд состоит из Коллегии по пересмотру неокончательно решенных постановлений, состоящей из Председателя суда, его заместителя и шести начальников отделений суда, которые определяются на эту должность по жребию один раз в 3 месяца. Кроме того, в состав Суда административной справедливости также входит Общая коллегия, состоящая из трех четвертей всего состава начальников отделений. Их задача— предотвращение вынесения противоречивых приговоров, составление регламентов и рассмотрение жалоб и постановлений, а также противоречивых правительственных актов. Этот суд может быть доверительной инстанцией граждан в восстановлении их прав против должностных лиц и выражении протеста против приема их на работу, а также правительственных организаций или правительственных актов88.
д) Генеральная инспекция страны
Согласно статье 174 Конституции для предупреждения нарушений в исполнении законов и контроля за их надлежащим исполнением во всех государственных органах и организациях была создана Генеральная инспекция, функционирующая под контролем Главы судебной власти. Эта статья так определяет цели, задачи и роль данной организации:
Согласно праву судебной власти на контроль, за надлежащим исполнением законов и правильным ведением дел в административных органах создается Генеральная инспекция, функционирующая под контролем Главы судебной власти. Полномочия и порядок этой организации определяются законом.
В 1360/1981 г. компетентные органы утвердили Закон об инспекции и, положение о введении его в действие. Эти документы сохраняют свою законную силу по сегодняшний день 89. Права и обязанности Генеральной инспекции состоят в следующем:
1. Непрерывная проверка министерств, учреждений, вооруженных и внутренних сил, государственных предприятий и компаний, муниципалитетов и учреждений, относящихся к ним, а также официальных структур, органов революции и организаций, акции которых полностью или частично принадлежат государству или же каким-то образом находятся под контролем или же покровительством государства.
2. Проведение экстренных проверок согласно приказу Главы судебной власти, по просьбе Комиссии по вопросам статьи 90 Маджлиса исламского совета или по просьбе министра, ответственного лица или же самого Главы Генеральной инспекции.
3. Объявление об административных и финансовых правонарушениях, плохом ведении дел и недостатках:
• в министерствах и революционных структурах — Президенту, соответствующему министру;
• муниципалитете и относящихся к нему учреждениях — министру страны• организациях и органах, зависящих от судебной власти, — главе этой власти;
• негосударственных учреждениях, находящихся под патронажем государства, — министру экономики и финансов 90.
Хотя эта организация является частью системы судебной власти, она не имеет права на вынесение судебных приговоров, но обладает правом расследования и выявления правонарушений и недостатков во всех общественных организациях страны. Имея в своем составе опытных и умелых инспекторов, эта организация в действительности считается глазами и ушами Главы судебной власти и ведет контроль за надлежащим исполнением законов судебным аппаратом. Инспекция предъявляет правонарушения местному судебному аппарату, чтобы виновные были привлечены к судебной ответственности. Если выносится определение об отстранении от дел сотрудников соответствующей организации, это дело поручается министру или главе этой организации, и они, согласно предложению инспекции, должны принять меры по решению вопроса. В противном случае на них ложится вся ответственность за возможные последствия 91.
Эти организации выполняют свои задачи путем непрерывных проверок, направления постоянных инспекционных комиссий или обработки жалоб и сообщений от юридических или физических лиц. Разумеется, жалобы и сообщения без подписи или с подделанными подписями не рассматриваются.
Несмотря на то что в каждой организации существуют в достаточном количестве учреждения и инспекционные отделы, сфера их деятельности ограничена полномочиями инспекции. Только Генеральная инспекция имеет право решать вопросы на государственном уровне. При старом деспотическом режиме деятельность Генеральной инспекции была ограничена рамками Министерства юстиции. Фактически система инспекций в стране сосредоточивалась в шахской инспекции, которая в качестве независимой организации функционировала под контролем шаха, занимавшего одновременно и пост главы исполнительной власти. В политической и судебной системах ислама имеется исторический приказ имама ‘Али (Да благословит его Аллах!) в адрес Малика Аштара, правителя Египта, об учреждении системы инспекций. Он стал важным фактором создания такой организации в исламском Иране. Имам ‘Али писал:
После того, как будут назначены тобой порядочные и компетентные государственные чиновники, а также для управления государственными делами, (в целях контроля над их деятельностью) ты должен выслать тайных инспекторов из правдивых и доверенных лиц, так, как скрытно действующая инспекция побуждает их к еще большему усердию, к проявлению своей добропорядочности в отношении управленческой деятельности. И в любое время, когда один из них совершит вероломство, твои инспекторы доложат тебе об этом 42.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta