Формы правления в Иране

Важнейшей задачей иранского народа на протяжении всей его упорной борьбы, в особенности за Исламскую революцию, было достижение «независимости, свободы и исламского правления». Эта заветная мечта осуществилась с победой Исламской революции в месяце бахман 1357 г./феврале 1979 г., а затем в фарвардине 1357 г./апреле 1978 г. На референдуме об Исламской Республике весь иранский народ решительно и бесповоротно высказался за создание исламского республиканского строя, за который было подано 98,2 % голосов.
Вся государственная политика Ирана, основанная на республиканской форме правления, руководствуется и направляется в соответствии с установлениями ислама.
В этой части мы рассмотрим особенности двух способов правления в свете ситуации с правами человека.
1. Республиканская форма правления
Для того чтобы республика как форма государства могла в максимальной степени обеспечить принцип народовластия, необходимы следующие условия:
а) Всеобщее участие: самое первое условие народовластия — народное единение и участие в управлении общественными делами. Поэтому выборы осуществляются путем всеобщего народного голосования. Это обстоятельство принято во внимание статьей 6 Конституции:
В Исламской Республике Иран управление делами страны осуществляется с опорой на общественное мнение путем выборов Президента, депутатов Маджлиса исламского совета, членов советов и т. д. либо путем референдума.
б) Принцип свободы: народовластие в настоящее время невозможно себе представить без общественной и личной свободы. Конечно, свобода выражается не только в участии в общественных делах, но и в свободе слова, свободе выражения поддержки или несогласия, свободе членства в какой-либо организации или партии, свободе выражения коллективных взглядов и других тому подобных правах, являющихся основным условием управления общественными делами. Эти права рассмотрены в Конституции Исламской Республики Иран в различных статьях, в особенности в третьей главе (в следующем разделе последует детальное изложение этих прав).
в) Политический плюрализм: с установлением свободы в каждом обществе появляются разные политические течения в партиях, различные группы и организации. Эта характерная черта отражена в статье 26 Конституции:
Партии, политические и профессиональные общества и организации, исламские общества… свободны… никому нельзя запретить в них участвовать и никого нельзя принудить к членству в какой-либо организации.
г) Правление большинства и уважение к меньшинству: в обществе народовластия все в какой-то степени могут выразить свои взгляды по поводу политической, идейной и экономической сфер жизни, и в конечном счете сквозь призму этих противоречий должны проявиться общие желания и стремления. Разумеется, нет другого пути, как принятие большинством голосов решений, подтверждающих общее желание. Однако, если политическая действительность рождает необходимость правления большинства, меньшинство не должно полностью устраняться с политической арены и становиться объектом насилия со стороны большинства. Этот вопрос терминологически отражен в вопросе о суверенитете народа в статье 56 Конституции: Абсолютная власть над миром и человеком принадлежит Богу, который дал человеку власть над общественной жизнью… Народ осуществляет это право, данное Богом, так, как это указано в следующих статьях.
д) Равенство народа: осуществление вышеуказанных вопросов обусловливает соблюдение принципа равенства в законодательной власти:
Весь народ Ирана, несмотря на принадлежность к какой-либо народности или племени, обладает равными правами; цвет кожи, раса, язык и т. п. не ставит никого в привилегированное положение.
Все иранцы, независимо от пола, одинаково пользуются покровительством закона и располагают всеми гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами с учетом соблюдения исламских норм.
д) Распределение полномочий власти: разделение задач, обязанностей, определение количества органов, ротации должностей — способы обеспечения правильного распределения власти, которая осуществляется в целях предотвращения централизации правления в рамках трех соответствующих ветвей. Статья 54 указывает на это обстоятельство следующим образом: Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями… Указанные власти независимы друг от друга.
Разделение властей и их задачи также рассматриваются в других статьях. Законодательная власть осуществляется Маджлисом исламского совета, исполнительная — Президентом и министрами, судебная власть — судами системы юстиции.
Всенародный плебисцит также является одним из способов осуществления демократии и главной необходимостью всеобщего участия, получившего широкую известность в качестве одного из исключительных методов законодательной власти: При решении важнейших проблем… законодательная власть может осуществляться с помощью референдума путем прямого обращения к воле народа. Завершающий момент в правильном распределении власти — периодическая смена лиц на ответственных постах, когда политические органы и все должности, относящиеся к ним, периодически переходят от одного лица к другому. Срок полномочий Президента составляет 4 года, при этом он может избираться на два срока подряд (статья 114). Депутаты Маджлиса исламского совета избираются на 4 года (статья 63). Члены Совета по наблюдению за исполнением Конституции выбираются сроком на 6 лет (статья 92). Президиум Маджлиса исламского совета выбирается сроком на один год (параграф 26 внутреннего регламента Маджлиса). Срок полномочий членов Совета экспертов по определению кандидатуры Лидера составляет 8 лет, Исламских советов — 4 года, руководителя мэрии — 4 года.
2. Исламское правление
Вторая особенность правления в Иране — правление, основанное на исламских принципах. В этой части мы рассмотрим вопросы, касающиеся прав и свобод человека с точки зрения ислама21.
В смутные и темные времена, когда идолопоклонничество и детоубийство считались гордостью, в обществе, где не было пути к образованию, где народ жил под властью племенных обычаев, где совершались убийства и грабежи, и никакие законы и традиции не защищали права людей и их свободы. Пророк ислама приступил к своей миссии, и призвал всех к соблюдению единых правовых канонов.
Ислам искоренил расовые, местные и национальные привилегии, привел мир в движение, утвердил такие качества, как человеколюбие, искренность, чистосердечность и защита своих прав. Он разрушил неверные обычаи и ошибочные практики. Ни в одном другом учении не уделялось столько внимания человеческим потребностям и нуждам, правам женщин и мужчин, как в исламе. С абсолютной точностью и дотошностью были разъяснены права и обязанности человека от его рождения и до смерти во всех сферах, направлениях и областях. Каждая часть прав и обязанностей человека веками была предметом изучения мыслителей, философов и исламских богословов. Много веков тому назад, до того как личным правам человека был отведен главный раздел в Конституции, и наконец до появления Декларации о правах человека все личные и естественные права были разъяснены в небесных айатах Корана. Свобода и равенство указаны в качестве двух главных элементов личных прав в знаменитом предписании ‘Али бин Аби-Талиба (Да будет мир с ним!) правителю Египта Аштару Наха’и. В нем проявлена настойчивость в осуществлении прав народа Египта. ‘Али (Да будет мир с ним!) о равенстве людей перед законом повелевает: Закон не должен применяться в пользу кого-либо, но и не следует допускать применения его во вред, закон также не должен действовать во вред личности в том случае, когда его осуществление в пользу кого-либо также недопустимо.
Коран определяет религиозную миссию Пророка ислама как снятие цепей и оков с рабов. Главное преимущество ислама— внимание к личности наряду с обществом. В то же время он думает о правах личности, о свободе, а также об обязанностях и задачах человека, создает условия для его воспитания в духе высоких и всеобъемлющих исламских учений и ценностей. В завершение этой мысли целесообразно упомянуть два необходимых момента.
Во-первых, все права и свободы, обязанности и задачи человека с точки зрения ислама можно найти во Всемирной декларации прав человека в исламе, которая была утверждена и издана в 1989 г. в Каире под эгидой Организации Исламской конференции.
Во-вторых, хотя Всемирную декларацию прав человека 1948 г. и вышеуказанную исламскую декларацию разделяет полвека, основу прав человека в исламе нужно искать за 14 веков до этого. Причина отставания в изложении прав кроется в том, что эти принципы ислама устанавливаются на основе веры в единственного Бога, а на последующем этапе — на нравственных принципах и почитаемых обычаях, вытекающих из тех же убеждений, а затем и прав. Иными словами, исламское общество, прежде чем быть правовым, является нравственным, и, конечно же, нравственность выше и совершеннее, чем право. Однако Запад больше привязан к правам, и это послужило причиной отставания ислама от Запада в отношении признания и, провозглашения прав человека.
В следующем разделе, помимо разъяснения видов прав и свобод в Иране, также изложим характерные точки зрения на каждый из этих вопросов ислама.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta