Культурные связи Ирана с миром

Иран, в особенности в последние века, находился под постоянным влиянием других культур, и можно сказать, что эти культурные влияния изменили общественную жизнь и политику иранцев. Наиболее ярко этот процесс проявился в последние два века в Конституционной революции и в событиях до и после нее. Для иллюстрации данного процесса, который сам по себе заложил основы для культурных отношений между Ираном и западными странами, рассмотрим несколько примеров.
Изменения в общественно-политической мысли
В результате знакомства иранских мыслителей с европейскими идеями (философией и общественно-политической мыслью) общее направление превалирующего в Иране мышления приняло новый оборот. Начало просветительского движения в Иране во главе с такими деятелями, как Мирза Малкум-хан Назим ал-Даула и Мирза Фатх-’Али Ахунд-зада (Мирза Фатали Ахундов), полностью находилось под влиянием европейской мысли и культуры. Антагонизм с религией, рационализм, призыв к демократии и свободе и критика самодержавия и авторитаризма, вынесение на обсуждение вопросов развития и прогресса в стиле мыслителей новой эпохи западного мышления проникли в разум и мышление иранской интеллигенции . Конечно, часть шиитского духовенства, которая руководила народной мыслью в Иране, выступила против просветительских движений, и, возможно, по этой причине просветители каджарского периода не получили широкой поддержки у простого народа. Однако некоторые религиозные деятели также находились под культурным влиянием. Духовные лидеры — сторонники Конституционной революции, такие как саййид Мухаммад Табатаба’и, саййид ‘Абд Аллах Бихбахани и Мирза На’ини, являются яркими представителями этой группы религиозного духовенства. На’ини в книге «Танбиху ал-уммати ва танзиху ал-миллати» («Порицание умме и очищение нации») пытается соединить новое демократическое мышление, с которым, вероятно, познакомился после изучения «Табайи’у ал-истибдади» («Природа деспотии») ‘Абд ал-Рахмана Кавакаби, с шиитским. Конечно, сам Кавакаби также размышлял под воздействием других культур , в частности итальянской. Как бы то ни было, новые общественно-политические идеи, новые философские мысли, возникшие в западной культуре, оказали глубокое влияние на мышление иранского народа. Это влияние продолжалось и далее. Даже в период победы революции вошедший в нее республиканский элемент, а также такие понятия, как «свобода» и «демократия», явились показателями источника этого влияния.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta