Предпосылки для взаимной враждебности между Ираном и Англией

После победы Исламской революции одно культурное событие создало предпосылки для взаимной враждебности между Ираном и Англией в течение десятилетнего периода. Издание книги «Сатанинские стихи» и позиция имама Хумайни и иранских мусульман привели к кризису политических отношений между двумя странами, хотя их достаточно тесные экономические отношения не прерывались. Таким образом, культурные связи Ирана и Англии на протяжении истории были сопряжены с глубоким взаимным влиянием, а также с взлетами и падениями.
Однако что касается отношений Ирана и Франции, то здесь культурные интересы и связи всегда были одной из важных основ связей между двумя странами. Во времена Наполеона Бонапарта был период сближения политико-экономических и военных связей между странами, но после заключения Тильзитского мирного договора между Францией и Россией эти отношения начали колебаться 143, и после этого уже никогда между Францией и Ираном не устанавливались близкие связи. Политические отношения Ирана и Франции никогда не носили стратегический и определяющий характер в мировой политике, их экономическое сотрудничество также постоянно находилось в тени экономических отношений Ирана с Америкой, Англией, Германией и Восточной Азией. Между тем культура— важнейший фактор связи двух стран. Так, первая группа иранских исследователей из университетов нового времени была отправлена во Францию, с 1329/1950 г. в Тегеране начало свою деятельность Ирано-французское культурное общество, а во Франции открылся и начал широкую деятельность в культурной сфере Иранский дом. Ежегодно от двух до трех тысяч иранских студентов отправлялись на учебу во Францию, среди которых были и просветители, как доктор Шари’ати, сыгравшие затем значительную роль в развитии иранской мысли. В этот период культурная деятельность двух стран получила широкое развитие.
В 1340/1961 г. во Франции была организована большая выставка под названием «Семь тысяч лет иранского искусства». Такие центры, как Общество иранского диалога при Парижском университете (учреждено в 1931 г.), иранский Центр исламского фонда в Европе (1959 г.) и Центр востоковедения Франции, провели много исследований и подготовили большое количество изданий об иранской культуре. Неоднократно проходили в Иране недели культуры Франции, и до Исламской революции школы Сен-Луи вели широкую деятельность в нескольких городах Ирана. После победы Исламской революции фактически уровень культурных отношений между двумя странами снизился. Об этом свидетельствуют закрытие Дома культуры Франции и школ Сен-Луи в Иране, а также Иранского дома в Париже, многочисленные нападки парламента и правительства Франции на фундаментализм, а также проблема хиджаба у женщин. Все это — яркий пример снижения уровня отношений между двумя странами 145. Между тем присутствие иранских студентов, а также функционирование Центра иранистики во Франции является показателем сохранившихся культурных связей между двумя странами. Успешное участие иранского кинематографа в Каннском кинофестивале, проведение иранских выставок, участие в Авиньонском фестивале и «Осеннем фестивале в Париже» говорят о существовании культурных связей между двумя странами, — связей, которые, в конечном счете, привели к открытию Иранского дома в Париже, а также культурного представительства Франции в Иране.
По поводу отношений Ирана с Германией отметим, что культура всегда играла здесь роль фактора устранения напряженности. Со времени объединения Германии в 1250/1871 г. представители молодой германской империи объявили о своих намерениях установить близкие отношения с Ираном. В 1251/1872 г. Вильгельм Гайгер написал книгу под названием «Восточная культура Ирана в прошлые времена», и такие ученые, как Фридрих, Эрнст Конель, Эрнст Эмиль и Хертсфельд, познакомили народ Германии с иранской культурой.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta