Переговоры между Англией и Ираном

Переговоры между Англией и Ираном при посредничестве США не дали результата. Использование англичанами для давления на Иран Гаагского международного суда, а затем и Совета Безопасности также не помогло. В конце концов, англичане приняли решение о подготовке плана свержения правительства Мусаддика. Эти события происходили в то время, когда с точки зрения внутренней политики наблюдалось отделение национальных сил от духовенства. С международной точки зрения США с приходом к власти республиканцев сменили свой политический курс, с дружелюбного посредничества на враждебную стратегию и поддержали политику английских консерваторов, направленную на низложение независимого иранского правительства45.
В конечном счете правительства Америки и Англии, совершив по составленному плану военный переворот, свергли правительство Мусаддика в мурдаде 1332 г./августе 1953 г.46 Многочисленные примеры финансовой поддержки США Ирана после переворота сыграли существенную роль в укреплении шахского режима . Шах, укрепивший свою власть посредством постоянной поддержки американцев, считал себя обязанным перед этой страной. Он направил внешнюю политику Ирана на союз с Америкой, тем самым создав полную зависимость от нее .

В 1333/1954 г. было подписано кабальное соглашение между иранским правительством и консорциумом западных компаний, большая доля вложений в котором была отведена американским и английским компаниям. По соглашению на протяжении 25 лет западные компании должны были получать 50 % прибыли от продажи иранской нефти 49.
Кроме иранских нефтяных ресурсов, экономические интересы США и географическое положение Ирана были причиной того, что Иран стал рассматриваться в качестве одного из оборонительных рубежей в мировой стратегии США. Усилиями США и Англии был заключен Багдадский пакт, ставший дополнением к Североатлантическому договору (НАТО). Несмотря на возражения Советского Союза, Иран в 1334/1955 г. присоединился к этому договору50.

 

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta