Кенийско-Суданские отношения

Кения последовательно проводила курс на развитие добрососедских отношений с Суданом. В основе кенийско-суданских отношений лежала договоренность 1963 года о координации действий по поддержанию безопасности на общей границе. Как Кения, так и Судан рассчитывали на взаимный нейтралитет в борьбе с сепаратистскими движениями, обе страны были заинтересованы в налаживании и развитии торговых связей Судана и Кении, а Судан, кроме того, — в использовании для своей транзитной торговли кенийского порта Момбаса. В декабре 1978 года состоялся визит президента Нимейри в Найроби, во время которого главы государств Судана и Кении подтвердили готовность своих стран к развитию политических и экономических связей. В октябре 1979 года было подписано соглашение о строительстве дороги Джуба-Лодвар, связывающей южные районы Судана с портом Момбаса. Ее строительство имело значение для развития южных районов Судана, где начиналась подготовка к эксплуатации нефтяных месторождений.

Во время визита Д. Мои в Судан в декабре 1980 года, проведенного посте встречи в октябре министров иностранных дел, обсуждались вопросы координации действий в связи с событиями в Уганде и обострением обстановки на Африканском Роге. Президент Д. Мои рассчитывал на участие Судана в нормализации обстановки в регионе. В совместном коммюнике главы государств высказались за проведение встречи руководителей заинтересованных стран в связи с нарастанием напряженности в районе Африканского Рога.

С этим предложением в июне 1981 года президент Д. Мои выступил и на 18-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств стран — членов ОАЭ в Найроби. После сессии он провел двусторонние консультации с присутствовавшими на сессии президентами Сомали и Уганды, вице-президентом АРЕ X. Му-бараком, премьерами Зимбабве и Замбии.

Позднее, в период возобновления антиправительственных выступлений на юге Судана в 1983-1984 годах и обострения в этой связи отношений Судана с Эфиопией, президент Д. Мои совершил поездку в Хартум в апреле 1984 года и предложил Нимейри свое посредничество. Однако Нимейри отклонил предложение. Правительство Судана продолжало обвинять Ливию и Эфиопию в поддержке антиправительственного движения на юге Судана. В начале марта 1984 года президент Нимейри заявил о готовности начать военные действия против Ливии и Эфиопии. Обострение положения на юге Судана вынудило американские компании, которые вели подготовку нефтяных месторождений к эксплуатации, приостановить работы. В печати сообщалось, что южносуданцы якобы недовольны тем, что нефть Южного Судана, по планам американцев, пойдет по нефтепроводу на север. Президент Д. Мои, посетивший в апреле 1984 года Нимейри в сопровождении представителя английской компании „Лонро", видимо, был заинтересован в том, чтобы развитие юга Судана шло с учетом строительства коммуникаций — дороги Джуба — Лодвар. Оно началось в конце 1983 года и финансировалось „Фондом Саудовской Аравии"25. Помимо этого планируемое кенийцами сооружение гидростанции на озере Турнака в районе Турвелл — Гордж также предусматривалось в расчете на подачу электроэнергии в южные районы Судана. Представители ,Лонро", в свою очередь, проявляли заинтересованность в эксплуатации природных ресурсов Южного Судана с ориентацией на кенийский порт Момбаса. Ясно было одно — обострение обстановки на юге Судана было связано в значительной мере с борьбой за нефть, развернувшейся между иностранными компаниями, пытавшимися использовать в своих интересах некоторые внутриполитические особенности развития Судана и его отношений с соседними государствами.

Переворот в Судане в апреле 1985 года, устранение Нимейри и создание военными переходного правительства с участием представителей профсоюзов и других общественных организаций были встречены в Найроби настороженно. Правительство Д. Мои заняло в это время выжидательную позицию и лишь позднее, после проведения в Судане парламентских выборов, пошло на" установление связей и контактов с новым режимом. В марте 1986 года состоялся визит премьер-министра Судана в Найроби, восстановивший практику политических консультаций между странами.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta