Займы и субсидии

Очередное совещание стран — доноров Кении в Париже 28 — 29 апреля 1986 г. не внесло существенных изменений в обстановку. Его участники согласились с кенийскими расчетами относительно необходимости привлечения для стабилизации экономики в 1986 и 1987 годах ежегодно по 600 млн долл. в виде займов и субсидий от западных стран. Однако сами не обещали расширения помощи. Они обошли молчанием наиболее острые проблемы, в том числе погашение Кенией внешней задолженности, которая возросла до 3,8 млрд. долл. и потребует от правительства в 1986 году и в ближайшие годы выплаты около 480 млн. долл. ежегодно.

Как видно из последующих совещаний доноров, разногласия между правительством Д. Мои и международными финансовыми институтами касались прежде всего темпов „структурной перестройки". Страны-доноры и МБРР настаивали фактически на ограничении роли государства и государственного участия в экономике, на перераспределении средств банковского кредитования в пользу частного сектора. Кении предлагалось прежде всего ограничить функции государственного управления по производству и сбыту зерновых задачами обеспечения стратегических запасов кукурузы и пшеницы и создать свободный рынок для этих товаров.

Кенийское правительство согласилось лишь с некоторыми условиями МБРР и МВФ.

В октябре 1982 года Д. Мои говорил, что он „убежден в необходимости быстро перейти к планированию сокращения правительственного участия в коммерческой активности и повседневном бизнесе". Однако президент ограничился лишь предложением о „постепенной продаже части правительственных акций таким кенийским организациям, как кооперативные общества". В этом же выступлении он с некоторой гордостью утверждал, что „правительство контролирует теперь весьма существенную часть экономики и если добавить к этой части кооперативы и местные органы власти, то станет очевидным твердое выполнение партией КАНУ задач продвижения вперед" к тем целям, которые поставлены в документе 1965 года об ..африканском социализме и его применении к планированию в Кении"60. К общественному сектору президент относил 147 отраслевых управлений, созданных специальными парламентскими декретами, 47 компаний, полностью принадлежащих правительству, 36 компаний, в которых правительство имеет 51 или более процентов акций. Помимо того, говорил он, правительство имеет прямые или косвенные интересы в 93 других компаниях.

Д. Мои, видимо, опасался принимать радикальные меры в отношении государственного сектора, в котором уже в начале 80-х годов было занято полмиллиона рабочих и служащих, то есть почти половина всех работающих по найму. Выполнение требований Запада о сокращении государственного аппарата и государственного сектора могло ослабить позиции правительства. Понимая это, президент в 1983 — 1986 годах воздерживается от ожидаемых Западом преобразований в области экономики, сводит дело к мерам по усилению контроля над расходованием государственных бюджетных средств, к импортным ограничениям в целях экономии валюты и т. п. Он не соглашается на выполнение требования МБРР, поддерживаемого США, Англией. ФРГ. Нидерландами, относительно снятия государст венного контроля за производством и рынком зерновых, принимает компромиссное решение. Правительственные инвестиции в государственный сектор остаются на уровне прошлых лет. Вместе с тем правительство Д. Мои не находит путей для повышения рентабельности государственных отраслевых управлений и компаний.

Развивающийся глубокий валютно-финансовый кризис капиталистической системы толкает правительство Кении к поискам рещения экономических проблем на коллективной межафриканской и международной основе.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta