Основные принципы и контуры коалиции СНС

Основные позиции коалиции были сформулированы в первоначальном обращении инициаторов из шести регионов: гражданский контроль, защита социальных прав, поддержка низовых гражданских инициатив. Основная цель на местах — активизировать население, побудить людей к самоорганизации и активной коллективной защите своих прав. Основная цель всего СКС — скоординировать усилия для оказания влияния на принятие решений на федеральном уровне, развивать солидарность между регионами и разными активистскими сообществами (пенсионерами, жилищными активистами, студентами, профсоюзниками).
Эти принципы и цели были обсуждены и подробно прописаны в декларациях впоследствии на всероссийских конференциях СКС (с апреля 2005 года по май 2009 года прошло 11 конференций). Это отнюдь не абстрактные принципы, они служат руководством к действию и воплощаются в конкретную практику. На всех конференциях участники коалиции пытаются рассмотреть широкий спектр различных социальных проблем, обобщить свой опыт альтернативных решений в общей программе действий. С целью эффективности каждый раз выбираются приоритетные направления совместных кампаний; при этом делаются попытки связывать между собой разные темы.
Поскольку проблема монетизации льгот несколько потеряла остроту, она отошла на второй план и в повестке дня коалиции. Тем не менее, СКС продолжает следить за ситуацией, и инициативы пенсионеров, состоящих в СКС, работают в этом направлении. Более того, тема «народной пенсионной реформы» вновь, стала одним из основных направлений, общей работы СКС начиная с 2008 года.
Однако с осени 2005 года и до сих пор (хотя в последнее время уже в меньшей степени — в связи с экономическим кризисом) другая тематика имела огромную значимость в силу своей актуальности для граждан — жилищная и градостроительная реформы, вокруг которых возникло множество конфликтов, и наблюдалась наибольшая степень готовности к коллективным действиям. Поэтому это направление стало приоритетным для СКС. По инициативе коалиции была проведена кампания «За народную жилищную политику» с продвижением альтернативной программы реформы ЖКХ. Кроме того, при ее содействии было создано Всероссийское движение жителей общежитий и Всероссийский союз жителей. Участники кампании считают, что они среди прочих оказали заметное влияние на принятие некоторых поправок к новому Жилищному кодексу. Этого удалось добиться скоординированными акциями протеста, совместной деятельностью с некоторыми депутатами Госдумы, выдвижением общих требований и альтернативных предложений. Так, в рамках СКС была выработана альтернативная «народная» концепция жилищной реформы. Ее суть коротко выражает название одной из резолюций СКС: «Капремонт, контроль над тарифами, самоуправление».
Благодаря этим результатам, и особенно благодаря привлекательности непартийной гибкой координационной структуры, ведущей свою деятельность в жизненно важных для рядовых граждан сферах, коалиция росла и ширилась. Увеличилось число участников региональных структур, расширился круг участников межрегионального союза. Сейчас в СКС представлены 27 регионов.
В конце 2008 года СКС начал прилагать интенсивные усилия для проведения совместной кампании (вместе с профсоюзами) в «защиту социальных и трудовых прав». На Социальном форуме, прошедшем в Ижевске 18-19 апреля 2009 года, была принята общая с представителями профсоюзного движения резолюция о «выходе из кризиса не за счет народа».
Потребность в объединении исходит из сознания ограниченности влияния на уровне одного региона — корни многих проблем находятся в федеральном законодательстве и политике федеральных властей. Также играет роль и потребность в участии в массовом объединении, придающем силу и уверенность региональным участникам, которые таким обраом избавляются от чувства изолированности, маргинальное™ и тщетности своих усилий. Участие в коалиции дает людям ощущение общности, помогает вырабатывать общую стратегию, формировать общую идентичность. Говоря «модным языком», конструируется «бренд», который повышает эффективность действий. Наконец, коалиция позволяет осуществлять социализацию ресурсов — материальных, информационных, организационных, человеческих.
Все это и привлекает, и «удерживает» людей в СКС. К этому надо добавить еще и дружеские — можно сказать товарищеские — отношения между участниками. Это в первую очередь касается отношений между региональными лидерами. Но и рядовые участники коалиции тоже высказывают удовлетворение по поводу того, что встречают единомышленников и союзников из других регионов. Это наглядно демонстрирует теплая и дружеская атмосфера на российских конференциях СКС.
Стремление к сотрудничеству, конечно, не исключает споров, и конфликтов, иногда очень острых — в ходе дебатов о платформе, целях кампаний, требованиях, стратегии действий и так далее (многие лидеры СКС политизированы, причем имеют разные идеологические ориентации). Но и эти дискуссии, как правило, заканчиваются компромиссом, и до сих пор ни один участник еще не покинул коалицию и не поставил смысл ее существования под вопрос. То есть чувство принадлежности к одной общности сильнее, чем разногласия во взглядах, которые неизбежны для такой широкой коалиции.
Сохранению цельности СКС помогли и общие программные установки. Политическая платформа СКС была принята в ноябре 2006 года на Пятой конференции СКС в Тольятти по итогам дискуссии, шедшей практически год, и в результате поиска компромисса. С принятием документов равнодействующая политических оттенков внутри СКС получила формальное закрепление. Подтвердилось преобладание левых идеологических принципов.
В сжатой форме суть общей линии СКС выражена в трех коротких тезисах.
Цель. «Противодействие антинародному курсу нынешней власти вплоть досмены самой власти».
Путь. «Создание в каждом доме, на каждом предприятии своего комитета, вкаждом городе — своего Совета. По всей стране — координация действий.
Власть — под гражданский контроль» Программа действий. «Наша первоочередная задача состоит в ежедневной практической работе «снизу» и достижении конкретных результатов в деле защиты прав и свобод граждан России».
Некоторая противоречивость (с одной стороны — смена власти, с другой — гражданский контроль и практические дела) является результатом бурных споров между (условно говоря) «левыми революционерами» и «умеренными социал-демократами». Однако разница во взглядах сказывается не в подходах к практической работе (вопросы о создании «советов» -ячеек самоорганизации граждан — и формирования «альтернативной» структуры власти по отношению к нынешней практически не дебатировались), а в вопросах стратегических (деклараций, отношения к тому или иному знаковому событию).
Именно эта приверженность самоорганизации, верность принципу «власть для народа, а не наоборот» позволила СКС пройти через все перипетии политически насыщенного 2007 года, на который пришлись и парламентские, и местные (в ряде регионов) выборы.
Несмотря на подчас очень жесткие политические дебаты, СКС не распался и продолжает существовать как единое целое, хотя и с мягкой, но совершенно очевидно существующей координацией. Это означает, что даже крайние (левые или даже правые) элементы, находящиеся ближе всех к «точке выхода», в целом получают больше плюсов от участия в СКС, чем минусов, и не видят реальной альтернативы.
С одной стороны, выборы 2007 года оказались серьезным испытанием, временами ставя СКС на грань раскола. Но с другой — они позволили замерить (пусть в искаженном виде, ибо выступать приходилось и под эгидой партий, которые только и были допущены к участию в выборах) уровень поддержки координационных советов и их лидеров. Два примера. В Астраханской области, где социальные движения выступили под флагом «Справедливой России», за партию проголосовало почти в три раза больше людей (21,5% при среднем по России результате голосования в 7,5%). В Удмуртии местный Координационный совет, контролирующий региональное отделение партии «Патриоты России», получил 5,64% (в среднем по России — 0,3 %). В обоих случаях речь идет о наиболее активных региональных структурах. Но борьба велась почти без ресурсов, по крайней мере, в Ижевске, и при жестком прессинге со стороны местной власти в обоих регионах. Несмотря на относительность успеха (астраханцам удалось провести лишь одного депутата, а КС Удмуртии не смог преодолеть установленного на выборах в Госсовет семипроцентного барьера основное значение случившегося в том, что эти «исключительные» результаты впервые заставили прессу и общественность обратить внимание на низовые инициативы, которые раньше рассматривались лишь исключительно в качестве «навоза» для оранжерейных политтехнологических конструкций. Иначе говоря, протестное движение, которое власть и придворные политики «списали со счетов» после прекращения «монети-зационных бунтов», вновь завило о себе в качестве серьезной силы

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

    • Оценить квартиру
    • Продажа квартир в твоем городе. Актуальные цены на квартиры от владельцев
    • iok-irk.ru
     

Статистика:

Meta