Другие акторы: «экспертное сообщество», СМИ, общественное мнение

Среди новых явлений 2007 года необходимо отметить некоторую мобилизацию части социологического сообщества. В октябре 2007 года по инициативе Владимира Ядова, ( руководителя исследовательского центра Института социологии РАН), и Будимира Тукумцева, ( председателя исследовательского комитета «Социология труда» Российского общества социологов), было подготовлено Открытое обращение к властям и другим социальным партнерам для того, чтобы поднять вопрос о «явно ненормальной ситуации в правовом регулировании и в практиках трудовых конфликтов».
Это беспрецедентное для современной России событие: ученые, решили, открыто высказаться по столь важной социальной проблеме как забастовка. Обращение было опубликовано в газете «Ведомости» от 8 ноября 2007 года, обсуждено в ряде СМИ. По итогам этого обращения распоряжением руководителя Роструда от 11 февраля 2008 года была создана консультативная группа по вопросам либерализации норм разрешения трудовых споров и проведения забастовок. За полгода работы группой социологов и юристов был подготовлен проект поправок к ТК, который был направлен в Роструд, для ознакомления. Однако с этого момента (с мая 2008 года) о судьбе этих поправок ничего неизвестно.Несмотря на неудачный (временный?) финал, на наш взгляд, этот эпизод свидетельствует о качественных изменениях в представлениях социологов о своем месте и роли в обществе. Часть из них считает своим долгом участвовать в публичных дебатах в качестве независимых экспертов и обращать внимание общества и политических акторов на социально значимую проблему — невозможность законно провести забастовку, что препятствует становлению нормальной системы социально-трудовых отношений.
Еще одним признаком перемен является степень освещения трудовых конфликтов в СМИ. Конечно, некоторые статьи явно заказные (оплачиваемые руководством предприятия для дискредитации рабочей инициативы). Так, местные СМИ самарской области показательны в этом отношении, поскольку повторяли одни за другими одну и ту же версию забастовки на АвтоВАЗе: «провокация и попытка дестабилизировать ситуацию». При этом большинство репортажей доброжелательны и достаточно объективны (то есть дают слово и той, и другой сторонам конфликта). Такое положение стоит сравнить с представлениями о забастовке, преобладавшими в течение всего постсоветского периода. Тогда забастовка понималась как экстремистская акция, дестабилизация экономики, гражданская война и прочее.
Особенно активно СМИ освещали забастовку на «Форде». Это связано с тем, что она побила рекорд продолжительности, но также и с тем, что одна из противоборствующих сторон — иностранный работодатель, что снижает риск цензуры и давления со стороны властей. Судя по некоторым приватным высказываниям журналистов, стало ясно, что им дан «зеленый свет» обсуждать забастовки на иностранных предприятиях, но отнюдь не на отечественных заводах, где интересы работодателей и некоторых властных лиц, как правило, сильно переплетены.
Наконец, необходимо еще раз отметить изменение общественных представлений о том, что такое забастовка, рабочие и профсоюз. По данным исследования ВЦИОМ середины 2007 года, доля работников, считающих, что местный профсоюз многое делает для улучшения их положения, выросла (в 2004-2007 годах с 13,5 до 19,6%), доля придерживающихся противоположного мнения снизилась (с 86 до 80%). На фоне стабильно — негативной оценки профсоюзов (которые все еще ассоциируются с ФНПР) этот сдвиг весьма показателен. С целью выяснить отношение россиян кзабастовкам , 20-23 ноября 2007 года «Левада-Центр» провел социологический опрос. Мнение о забастовках явно улучшилось (нормализировалось) по сравнению с 90-ми годами, и особенно с 2001 годом (пик неодобрения забастовки, который совпал с новой политической эрой). В 2007 году большинство населения воспринимало забастовку как нормальное средство защиты своих прав и не отождествляло ее с «экстремизмом». Можно считать, что таким образом значительная часть населения проявляла солидарность (правда, пассивную) с бастующими.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta