Движение за жилищное самоуправление и капремонт

В рамках жилищного движения одно из его тематических направлений сильно отличается от прочих как по методам действий, так и по содержанию деятельности — речь идет об инициативах, связанных с проблемой управления многоквартирными домами. Существует небольшой, но все увеличивающийся пласт жителей, которые добиваются возможности управлять своим домом или, по крайней мере, контролировать это управление. Эти люди проявляют самый высокий уровень организации и готовности к самоуправлению, в том числе по хозяйственным вопросам, выдвигают инициативы, способные дать большой толчок развитию низовых социальных движений и преобразовать общественную культуру «обывателей».
Итак, люди, объединенные в домовые комитеты, инициативные группы или советы дома, борются против захвата своего дома или жилищного фонда в целом связанными с местными властями частными управляющими компаниями, которые препятствуют жителям в организации управления общим имуществом дома. Эта категория жилищных активистов отличается высокой степенью самостоятельности, инициативности и новаторских способностей. Именно в их числе большая доля тех, кто полностью избавился от иллюзий государственного патернализма, решил не ждать милости от государства, а действовать самостоятельно и в случае необходимости заставлять государство выполнять свои обязательства перед жителями (например, по проблеме капремонта).
Подвижников жилищного самоуправления немного. Основная масса жителей пассивна и консервативна, они занимают выжидательную позицию и надеются, что государство позаботится о них15, — эти люди действуют и мыслят привычными схемами и не знают или не осознают, что госуддрство уходит из жилищной сферы. Другая часть — не столь многочисленная — ограничивается выражением протеста (иногда на улице, но чаще всего на кухне) против реформы и возмущается отказом государства от ответственности в жилищной сфере. Наконец, лишь небольшая часть пытается взять управление домом в свои руки и использовать новый Жилищный кодекс, в своих интересах.
Именно их мы называем жилищными активистами, подвижниками жилищного самоуправления — они те, кто идет по пути создания непосредственного управления (НУ), «народного» ТСЖ (термин, использованный самими активистами для обозначения ТСЖ, созданного снизу по инициативе жителей, а не навязанного ЖЭКом) или коллективного органа контроля над управляющей компанией (домком, совет дома). Сегодня их еще мало, но с каждым днем таких людей становится все больше — к началу 2009 года многие из них убедились, что бесконтрольные управляющие компании работают неудовлетворительно, и пытаются уходить от них.
Термин «жилищное самоуправление» — условно общее название, предложенное во многом экспертами для обозначения разных практик самоуправления или контроля со стороны жителей над тем, что происходит с домом, в котором находится их квартира, — за что они платят, на что идут деньги, каково качество услуг. Но и сами жители все чаще используют эту формулировку. По крайней мере, среди активистов этот термин
уже вошел в обиход.
Отметим, что движение за жилищное самоуправление является менее протестным и более ориентированным на конструктивное решение проблем дома. Протест против плохой работы ЖЭКов и других псевдомуниципальных контор, как правило, заключается не в уличной деятельности, а в укреплении самоуправления домом, повышении способности к сопротивлению и стремлении выйти за пределы собственного дома, чтобы найти союзников и оказать влияние на общий курс жилищной политики.
Описываемое движение достаточно раздроблено, оно действует в двух взаимосвязанных направлениях.
Задача первого направления — добиться реального самоуправления без участия лишних посредников и без препятствий со стороны властей и бизнес-структур. Для достижения этой цели проводятся семинары, конференции, встречи, в рамках которых жилищные активисты обмениваютсяопытом. Кроме того, ведется кампания по внесению поправок в Жилищный кодекс, которые призваны упростить процедуру самоуправления и удалить препятствия на пути к нему. Часть этих поправок уже внесена в Госдуму несколькими депутатами-жилищниками и даже приняты в первом чтении. Но, очевидно, лобби управляющих компаний блокирует их дальнейшее продвижение.
Цель второго направления — добиться, чтобы государство признало свою ответственность за несделанный капитальный ремонт зданий, пришедших из-за бездействия ЖЭКов в упадок. Жители в течение многих лет оплачивали счета этих муниципальных контор, но основная часть денег шла не на ремонт домов, а на иные цели — особенно начиная с постсоветского времени. По официальной статистике, износ жилищного фонда -60%! Теперь, после принятия нового Жилищного кодекса, власть говорит жителям: ремонтируйте ваши развалюхи сами и за свой счет!
Жилищные активисты, особенно те, кто действует в рамках Союза координационных советов (СКС), провели кампанию с основным требованием: сделать капитальный ремонт старых домов за счет государства. Ответом на это требование отчасти является принятие Федерального закона №185-ФЗ (от 21 июля 2007 года), по которому правительство выделяет 250 миллиардов рублей из государственного бюджета на проведение капитального ремонта. Однако жилищные активисты продолжают вести кампанию «капремонт старого фонда за счет государства». Дело в том, что закон №185-ФЗ признан всеми недостаточной мерой: выделенная сумма явно мала, закон имеет слишком ограниченный срок действия,, он ставит множество условий, в нем не предусмотрена возможность контроля со стороны объединений жителей за расходами, кроме того, этот закон предполагает огромные возможности для разворовывания денег чиновниками. Все эти позиции отражены во множестве резолюций и подтверждаются фактами из практики.
Основная ячейка самоуправляющегося жилищного движения — коллективный орган управления домом. От того, насколько он сплочен, активен, принципиален и насколько представительным является его состав, зависит успех не только в деле содержания и восстановления дома, но и в деле развития движения в целом: сможет ли он найти союзников, подражателей, эффективно бороться за изменение курса в жилищной политике.Как простые люди — пенсионеры, домохозяйки, работяги — вдруг преобразуются в активистов жилищного самоуправления? Это ключевой вопрос, и мы попытаемся дать на него подробный ответ в пятой главе на примере жилищного движения в Астрахани.
В данной главе мы хотим показать, как ячейки самоуправления и подвижники, взаимодействуя между собой, образуют целостное движение. Самоуправляющиеся сообщества объединены, прежде всего, в городские движения («Союз жителей» в Астрахани, Движение домкомов в Ижевске, «Народный жилищный форум» в Саратове, «Жилищная солидарность» в Москве и Ярославле, Движение жилищного самоуправления в Новосибирске и т. п.). Это объясняется тем, что на уровне города происходит распространение опыта — из уст в уста, от соседа к соседу, от родственника к родственнику, а также через местные газеты. Кроме того, сотрудничество стимулируют необходимость объединения для оказания эффективного давления на коммунальщиков-монополистов и противодействия попыткам местных властей подавить самоуправляющиеся инициативы.
Несколько общероссийских сетевых структур существуют и на федеральном уровне. Самой динамичной и действительно низовой структурой является Межрегиональный общественный союз жителей. Он был создан в сентябре 2007 года и включает лишь самоорганизованные объединения жителей в 40 регионах страны — дома в НУ, «народные» ТСЖ, домкомы или инициативные группы при управляющих компаниях, если те ими контролируются и были выбраны. Союз четко стоит на принципах жилищного самоуправления и осуществления жителями контроля над всеми вопросами, касающимися их дома.
Существуют и еще несколько межрегиональных структур. Одна из них носит формальное название Проект «Поддержка собственников жилья». Эта поддерживаемая рядом фондов структура не претендует на статус движения, а занимается обучением и информированием. Тем не менее, и она связывает дееспособные самоуправляющиеся сообщества. В начале 2009 года этот проект вылился в создание Ассоциации
ТСЖ и ЖСК.
Наконец, следует упомянуть и Ассоциацию организаций в сфере управления недвижимостью «Жилищная стратегия» (АЖС), президентом которой является депутат Госдумы Галина Хованская. Основной метод действияэтой организации — проведение конференций и лоббирование интересов. АЖС отличается тем, что лоббирует интересы частных управляющих компаний (по заявленной цели — выбранных и контролируемых жителями). Однако на организованных ею мероприятиях можно встретить представителей многих дееспособных самоуправляющихся объединений.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta