Краткий обзор коллективных трудовых конфликтов в 2007 году

На наш взгляд, конфликты 2007 года — переходные, поскольку указывают на новый тип трудовых отношений и появление новых действующих лиц и методов. Поэтому мы подробнее остановимся на конфликтах этого периода, на их значении и акторах.
Форд — самая продолжительная забастовка
Итак, первым громким событием 2007 года стала февральская забастовка на российском филиале завода «Форд». Напомним: сначала рабочие пытались решить конфликт мирными средствами. Долгие месяцы администрация завода игнорировала требования профсоюза относительно нового коллективного договора, где речь в основном шла об улучшении условий труда. Она согласилась на переговоры только после того, как работники доказали на деле, проведя забастовку, что способны защищать свои права. Было достаточно забастовки в течение суток, 14 февраля, чтобы администрация согласилась пойти на уступки.
Тем не менее, требование о повышении зарплаты (примерно на 30%) не было удовлетворено. Этот пункт был внесен в протокол разногласий, а переговоры и примирительные процедуры шли все последующие месяцы, но ни к чему не привели, что заставило профком предложить трудовому коллективу возобновить забастовку. Решение было принято подавляющим большинством наемных работников на общем собрании. В результате примерно 1,5 тысячи работников (всего на заводе работают 2 тысячи человек) 7 ноября остановили производство почти на сутки. Забастовку пришлось прекратить по решению суда. Иностранный работодатель пошел по любимому российскими коллегами пути — обращение в суд по поводу незаконности забастовки.
Но на заводе «Форде» не все так просто: профсоюз объединяет подавляющее большинство работников, и является реальным инструментом самоорганизации рабочих в защиту своих прав. Поэтому он способен соблюсти все бесчисленные требования закона о проведении забастовки и, что не менее важно, способен сплачивать почти всех работников вокруг намеченной цели и путей ее реализации.
Поэтому 20 ноября — при полном соблюдении всех формальных процедур — снова началась забастовка, которая длилась почти месяц. Это стало возможным благодаря ежедневным собраниям участников забастовки и членов профсоюза. Каждый день люди коллективно намечали планы, планировали митинги и пикеты, обсуждали тактику ведения переговоров. В общем, демократичностью и постоянным общением активисты профкома обеспечили единый фронт сопротивления, который работодателю никак не удавалось сломать — ни наймом штрейкбрейкеров, ни угрозами и обещаниями, ни дезинформацией.
Однако и руководство пошло на принцип, опасаясь создать прецедент. Логика такова: лучше огромные убытки из-за забастовки, чем повышение зарплаты и признание того факта, что способом забастовки работники могут чего-либо добиться. Ведь это может стать примером и для многих других трудовых коллективов — в России и за ее пределами.
В конце концов, забастовщиков победила нищета — нельзя было дальше компенсировать потери зарплаты через забастовочный фонд, несмотря на финансовую поддержку, оказанную рабочими коллективами в России и не только. Но, судя по высказываниям лидеров профкома, настроение при этом осталось боевым. Заводская администрация пошла на частичные уступки -согласилась на увеличение зарплаты на 16-21% (забастовщики требовали 30%). Рабочие большинством голосов решили принять предложение администрации. Примечательно, что работодатель не посмел до конца расправиться с лидерами профсоюза, которых он грозил уволить, и, несмотря на приостановку забастовки, все-таки кое-что уступил — опять-таки под угрозой возобновления забастовки. Стоит особо отметить демократическую процедуру, которую профсоюзные лидеры использовали для решения конфликта. Они организовали не просто голосование, а тайное голосование. Такая практика очень редко применяется среди профсоюзов, да и вообще общественных организаций. Профком «Форда» в очередной раз показал свою дееспособность, демократичность, переговороспособность, сплоченность.
Главный урок этого конфликта: фордовцы стали символом — для страны и мира — возрождения профсоюзного и рабочего движения в России. Они ясно показали всем, что такое настоящий профсоюз и чего стоит солидарность
и достоинство.
Пример «Форда», а также целенаправленные усилия лидеров профсоюза по налаживанию связей и обучению во многом объясняют, почему забастовочное и профсоюзное движение оказалось столь активным в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Санкт-Петербург и область
В середине марта 2007 года был создан независимый профсоюз на крупнейшей в России чаеразвесочной фабрике «Невские пороги» (принадлежит концерну «Орими Трейд»), расположенной во Всеволожском районе Ленинградской области. Уже в марте новая организация выдвинула ряд требований: оплата работы в праздничные дни, повышение оплаты труда за работу в ночную смену, выделение помещения профкому, предоставление правил внутреннего трудового распорядка, допуск на предприятие профсоюзного технического инспектора. Ни одно из перечисленных требований не было выполнено, администрация категорически отказывалась вступать в диалог с представителями профсоюза. 2 апреля профсоюз вновь выдвинул требования, главным пунктом которых была выплата заработной платы за работу в праздничные дни. Кроме того, профсоюз потребовал прекратить преследование членов профсоюза. В случае невыполнения требований, профсоюз угрожал забастовкой. В мае для расследования жалоб со стороны профсоюза предприятие посетили представители прокуратуры и инспекции по охране труда. В результате все нарушения, указанные представителями профсоюза, подтвердились. Работодатель был оштрафован. Но вместо того, чтобы устранить нарушения, администрация предприятия решила избавиться от профсоюзных лидеров. Первым (31 мая) был уволен заместитель председателя профкома Борис Хомяк. Официальная причина — нарушение инструкции по охране труда. Дальше был вынужден уйти председатель профсоюза, которому снизили зарплату настолько, что на нее стало невозможно жить. А 10 июля был уволен новый заместитель председателя профкома Витаутас Астраускас.
В марте этого же года работники ФПС «Почта России» Санкт-Петербурга создали свободный профсоюз. 3 апреля водители одного из цехов УФПС устроили двухчасовую забастовку. Причины просты: нищенская заработная плата, постоянная сверхурочная работа, отсутствие спецодежды, несоответствие санитарным нормам бытовых помещений. Администрация предприятия не реагировала на требования рабочих до тех пор, пока водители-экспедиторы не решились задержать начало работы на три часа.
Фактически это была спонтанная акция, профсоюз еще только появился и не имел ни опыта, ни подготовленных кадров, ни серьезного влияния на коллектив. Поэтому руководству почти ничего не стоило потушить, начавшийся было «забастовочный пожар». Пообещав в неопределенном будущем «существенные улучшения» и одновременно запугивая рабочих каждого по отдельности, начальство в очередной раз проигнорировало требования рабочих. Кое-чего благодаря забастовке и пикетированию удалось добиться. В частности, была увеличена оплачиваемая часть отпуска с 28 до 40 дней, почасовой тариф для водителей был увеличен с 42 до 58 рублей, ушел со своего поста коррумпированный замдиректора автобазы.
Однако основные требования выполнены не были. Посте спонтанного взрыва недовольства, рабочие успокоились. Кто-то поверил, что администрация начала серьезно менять ситуацию, и нужно только немного подождать; многие, просто плюнув на все, ушли работать в частные фирмы; пожилые работники, боясь быть уволенными, перестали профсоюз поддерживать. Начальство, посчитав, что инцидент с неожиданным волнением рабочих исчерпан, попросту стало игнорировать профсоюз, продолжая «обрабатывать» активных его членов. Водителей-активистов профсоюза начали ставить на невыгодные маршруты, пересаживать на старый транспорт и вообще давить на них при каждом удобном случае. Впоследствии был уволен лидер профсоюза
Максим Рощин.
Второй конфликт случился утром 26 октября: водители Главпочтамта перекрыли Почтамтскую улицу и улицу Якубовича и устроили «итальянскую» забастовку (отказались выполнять неоплачиваемую работу грузчика). Забастовщики (около 40 человек) требовали доплаты за логрузо-разгрузоч-ные работы, которые не предусмотрены в договоре. После забастовки были уволены трое членов профсоюза «Почты России».
13 апреля профсоюзные организации пивоварни «Хейнекен» в Санкт-Петербурге начали «итальянскую» забастовку (строгое соблюдение всех технических норм, инструкций и правил по технике безопасности, что приводит к снижению производительности). Рабочие требовали повышения заработной платы на 30%, введения доплат за работу во вредных условиях, введения системы премирования и выплаты 13-й зарплаты по итогам года, введения временных норм по погрузо-разгрузочным работам. Акция продолжалась почти три недели. За это в начале мая был уволен председатель свободного профсоюза СОЦПРОФ Валерий Соколов. Отметим, что на предприятии традиционный профсоюз АПК поддержал требования бастующих. К сожалению, забастовка не дала существенных результатов. Удалось добиться лишь небольших уступок по второстепенным вопросам. Администрация факт трудового конфликта и наличие забастовки не признала. Суд тоже. Так, 4 декабря районный суд Невского района признал увольнение Соколова законным, исходя из той логики, что не было никакого коллективного трудового конфликта.
В конце апреля работники Ленинградского металлического завода, входящего в холдинг «Силовые машины», создали альтернативный профсоюз «Защита». Нужно отметить, что профсоюз интересовался не только повышением заработной платы работников и улучшением их условий труда, но и вопросами обороноспособности страны. В начале октября в цехе №26 ЛМЗ прошла итальянская забастовка. Бригада слесарей-испытателей требовала оплаты работ, не предусмотренных их специальностью.
Транспорт
С 12 по 20 февраля 2007 года работники «Астраханьэлектропассажирт-ранс» провели забастовку. Из 36 единиц троллейбусов на линию вышло всего 7. Причиной стали долги по зарплате, превысившие три месяца, и проблемы с получением предусмотренных законодательством дополнительных отпусков. Забастовка продолжалась неделю, и только 19 февраля «нашлись» деньги для погашения долгов по заработной плате. Вернее, для частичного погашения. Получили деньги только водители и часть технического персонала и только за декабрь. Кондукторы так и не получили ничего.
В Перми 4 апреля рабочие ПОГУП «Автовокзал» учредили первичную профсоюзную организацию «Защита работников Пермского автовокзала», вошедшую в состав Межотраслевого объединения рабочих профсоюзов «Защита Труда», в которую сразу вступило больше половины работников пермского автовокзала. Они боролись за сохранение предприятия и своих рабочих мест.
1 августа в Тюмени состоялась акция протеста водителей и кондукторов, коммерческих и частных автобусов. Причиной выхода на такую забастовку было то, что с 1 августа 2007 года некоторые льготные группы граждан должны были ездить бесплатно не только на муниципальных, но и на коммерческих автобусах. Однако о возмещении ущерба кондукторам и водителям автобусов городская администрация «забыла». Более 200 работников частных автобусов вышли на спонтанный митинг к руководству города. Последовали переговоры.
В Новосибирске 20-21 декабря бастовали и добились выплаты зарплаты водители автобусов. В Советском районе Новосибирска прошла забастовка водителей муниципальных автобусов МКП «КТО». Основной причиной забастовки была задержка выплаты заработной платы, которую работники не получали с октября.
Во многих городах «маршрутники» проявили активность в защиту своих прав. В Омске, например, водители маршруток объединились в независимый профсоюз — «Ямщик», который появился осенью 2005 года. Они совместно с независимым профсоюзом водителей «газелей» боролись митингами и забастовками за сохранение за ними права обслуживать маршруты и против планов мэрии о вытеснении мелких предпринимателей из сферы транспортного обслуживания. Профсоюзники подвергались прессингу, вплоть до поджигания машин.
Другой пример. 19 ноября в Санкт-Петербурге акцию протеста провели водители маршрутных такси компании «Питеравто». Часть водителей, в этот день вышла на рабочие места, но к работе не приступила, потребовав повысить заработную плату на 150 рублей в день. Администрация предприятия заставила работников возобновить работу под угрозой увольнения за прогул.
Дальнобойщики тоже начали применять новые методы борьбы. Это обычная практика в западных странах, когда водители-дальнобойщики перекрывают трассы для того, чтобы привлечь внимание властей и общественного мнения к их проблемам. В России 20 декабря, а затем и 24 декабря, водители-дальнобойщики попытались устроить предупредительную забастовку по всей стране. Однако это получилось далеко не везде, и акция прошла слишком незаметно. Требования были — повысить тарифы на перевозки, поскольку взлетели цены на топливо.
Российские железнодорожники, планировавшие 28 ноября начать забастовку, начать ее не смогли. Среди требований железнодорожников — повышение минимальной оплаты труда до московского уровня, установление доплаты за работу с вредными условиями труда и «разрывной» характер работы, а также выплаты вознаграждений работникам РЖД за выслугу лет в зависимости от непрерывного стажа работы на железнодорожном транспорте. Забастовку в обычном режиме запретил проводить суд, а «итальянскую» постаралось не допустить руководство РЖД. Отказ в признании забастовки законной был основан на том, что забастовка якобы создает угрозу безопасности пассажиров. Тот факт, что железные дороги совсем для людей не безопасны и повышение безопасности входит в требования профсоюзников, суд не интересовал. Проблема усугубилась еще тем, что инициировал забастовку миноритарный свободный профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), который подвергается прессингу, как со стороны администрации, так и со стороны традиционного профсоюза.
Добывающие отрасли
Нефтегазовая отрасль весьма прибыльна, но проблема здесь в огромной разнице между оплатой труда менеджмента и зарплатой рабочих. К этому надо добавить тяжелые и опасные условия труда, а также авторитарную форму управления. Как правило, жестокий и бесцеремонный работодатель контролирует не только предприятия, но целые регионы — вместе с судами, милицией, мэрами и губернаторами. Те новые профсоюзы (традиционные, как правило, занимают лояльную позицию), которые пытаются этому сопротивляться, подвергаются жестким преследованиям.
Так, уже больше года активное участие в профсоюзном движении принимают рабочие-нефтяники Ханты-Мансийского Автономного округа. В октябре 2006 года тысячи сибирских нефтяников вышли на улицы. Одновременно акции протеста прошли в Нижневартовске, Тюмени, Сургуте, Мегио-не, Лянторе, Пытъ-Яхе, Ноябрьске, Губкинском, Пойковском и других местах. По итогам акций была создана сеть профсоюзных активистов нефтяной отрасли. В некоторых городах митинги были санкционированы, а где-то людям пришлось пойти против решения властей. Рабочие протестовали против плохих и вредных условий труда, низкой заработной платы в такой прибыльной отрасли как нефтяная промышленность. Средняя зарплата рядовых работников нефтедобывающей отрасли — 10-15 тысяч рублей в месяц. Больше половины зарплаты — это премия, которой можно легко лишиться. После акций лидеры свободных профсоюзов были наказаны, вследствие чего резко сократилась численность боевых профсоюзов.
Показательным примером стала история, произошедшая с лидером рабочего профсоюза «Профсвобода» Александром Захаркиным (ОАО «Сургутнефтегаз»). Его уволили вскоре после массовых митингов в Сургуте. 22 октября был уволен из «Сургутнефтегаза» Рауль Гаитов (впоследствии он был восстановлен на работе) — водитель и заместитель председателя профкома, проводивший единоличную «итальянскую забастовку» в течение двух месяцев. Он надеялся добиться обеспечения безопасных условий работы — чтобы его товарищи видели; можно отстаивать права и на «Сургутнефтегазе».
С тех пор численность профсоюзной организации резко сократилось, но противостояние с работодателем продолжается. Профсоюзные активисты ведут борьбу за восстановление незаконно уволенных членов профсоюза и за признание профсоюза. У завода регулярно проходят акции протеста. Время от времени происходят стихийные акции отказа от работы в связи с нарушением техники безопасности труда или по другим причинам.
В этой же отрасли активную работу ведет профсоюз работников «Славнефть» г. Мегиона, возглавляемый Петром Лещиком. За слишком независимую позицию в отношении работодателя 15 февраля мегионовский профсоюз был выведен из состава «Нефтегазстроя» — отраслевого профсоюза ФНПР. Сейчас он действует как свободный профсоюз.
Примерно такая же ситуация наблюдается и в другой прибыльной отрасли -алюминиевой. Осенью 2006 года на УАЗ-СУАЛ в городе Каменске-Уральске Свердловской области был создан независимый профсоюз «Набат». На учредительном митинге 17 октября 2006 года, который в связи с решением городской администрации проводился на катке, а не на центральной площади города, более пятисот участников подали заявления о вступлении в «Набат». Однако администрация завода сразу же подвергла жесткому прессингу профсоюзных активистов. Сначала был уволен Сергей Коган, (председатель профсоюза), затем в январе 2007 года прошли увольнения и другие наказания активистов «Набата». 26 июля активисты профсоюза «Набат» были задержаны и доставлены в Красногорское ОВД города, где подверглись допросу по поводу своей «экстремистской» деятельности. 22 ноября Сергея Когана, при отъезде из Москвы, где он принимал участие в профсоюзном обучающем семинаре, задержали во время посадки на поезд. Слежка и репрессии продолжились и по прибытии в ЕкатеринбургУгольные шахты. Больше двух месяцев длилось противостояние горняков и руководства угольной компании «Южкузбассуголь». С 19 октября по 22 октября продолжалась забастовка на шахтах «Есаульская» и «Тагарышская». Она прекратилась под сильным давлением, которое оказывало на шахтеров руководство вкупе с прокуратурой, инспекцией труда и, судя по разным слухам, в сотрудничестве с федеральным руководством Профсоюза работников угольной промышленности. В день забастовки председателя профкома Росуг-лепрофа (входящего в ФНПР) на кузбасских шахтах Геннадия Грушко заблокировали в кабинете главного инженера шахты «Есаульская» и отказались выпустить, пока он не напишет заявление об увольнении. Он отказался, но за участие в забастовке были уволены 5 шахтеров.
На одной из угольных шахт поселка Шахтерок (Углегорского района Сахалина) с 14 по 20 ноября продолжалась забастовка горняков-граждан Украины. Они отказались работать, пока им не выплатят зарплату.
На Качканарском ГОКе рабочие использовали итальянскую забастовку и добились повышения зарплаты. Забастовка путем работы по правилам началась 1 октября, после митинга. Во время конфликта на лидеров профсоюза (ГМПР) оказывалось давление: кого-то пытались уговорить, кого-то напугать. Руководство предприятия решило кинуть рабочим подачку в виде 100 миллионов рублей единовременно. Профсоюз настоял на своих требованиях: повысить тарифы и оклады. После сложных переговоров с первыми лицами «Евраз-Холдинга» уже 4 октября профсоюз добился удовлетворения своих требований.
До иеры
У докеров традиционно сильные профсоюзы. В этой профессии преобладают свободные профсоюзы, обладающие солидным опытом борьбы с начала 1990-х годов.
В Туапсинском порту забастовку помог организовать традиционный профсоюз работников водного транспорта, но инициатива шла снизу. Бессрочная забастовка началась 4 ноября 2007 по единодушному решению всех работников порта, принятому на конференции. Администрация порта подала в суд заявление о признании забастовки незаконной, 7 ноября пришлось приостановить забастовку по решению суда. Очередной трудовой конфликт закончился не переговорами, а вмешательством судебных органов. Докеры ту-апсинского порта требовали увеличения окладов и тарифных ставок работников порта на 20% и повышения фиксированной доли заработной платы.
Работники Санкт-Петербургского морского порта начали забастовку 13 ноября. Они объявили ее бессрочной и работали только в первый и последний часы смены. Бастующие требовали повышения зарплаты на 30%. Администрация порта общаться с работниками отказалась до окончания забастовки. 16 ноября 2007 года Санкт-Петербургский городской суд запретил проведение забастовки работников ЗАО «Первая стивидорная компания» (ПСК) Морпорта Санкт-Петербург до 14 декабря. Вслед за ПСК, приостановила забастовку и «Вторая стивидорная компания». Продолжила забастовочные действия — до 23 ноября — только часть работников «Четвертой стивидорной компании». Благодаря этим действиям докерам удалось добиться повышения зарплаты, хотя только в 2008 году.
Несмотря на опыт проведения забастовок и на сильные профсоюзы докеров, конфликты закончились судебным разбирательством, что в очередной раз свидетельствует о том, что работодателю легко подавлять любой протест с помощью суда. Отметим, что владелец компаний (в случае с Туапсинским портом также) — Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина.
Перерабатывающая отрасль
Несколько раз пытались бастовать рабочие ОАО «Михайловцемент» (Рязанская область, один из заводов крупнейшего в отрасли холдинга «ОАО Ев-роцемент групп»), однако у них не хватало опыта и помощи независимого профсоюза. Основным требованием рабочих было повышение заработной платы. На фоне постоянно растущих цен на цемент и прибылей холдинга-монополиста зарплаты рабочих оставались возмутительно низкими. На «Ми-хайл овцементе» они не превышают 7-8 тысяч рублей, а большая часть рабочих получает не более 3-4- тысяч.
На конференции трудового коллектива 1 мая 2007 года было решено 21 мая объявить предупредительную забастовку, чтобы вынудить работодателя начать переговоры о необходимости повышения заработной платы. Также был избран стачком, поскольку профсоюзный комитет (входящий в ФНПР) бездействовал. Предупредительная забастовка прошла, но работодатель обжаловал ее законность. 10 июля суд принял сторону работодателя и признал забастовку незаконной из-за нарушения формальной процедуры.
После того, как предусмотренные законом примирительные процедуры не привели к решению трудового спора, было решено начать бессрочную забастовку. Она должна была начаться 26 июля. В этот день большинство работников завода (примерно 700 из 1032) собрались у ворот завода и официально объявили о начале забастовки. Однако тут же были вынуждены ее приостановить из-за локаута (фактически — незаконная остановка производства), организованного руководством предприятия, которое сослалось на необходимость срочного ремонта из-за крайней изношенности оборудования. 27 июля утром председатель стачкома ОАО «Михайловцемент» был вызван по звонку «директора по режиму» на завод, где ему вручили уведомление об увольнении по сокращению штата. Позднее аналогичные уведомления получили еще 48 работников ремонтного управления — в том числе все члены стачкома и наиболее активные участники забастовочных
действий.
Как правило, забастовка более успешно проходит там, где действует сильный и организованный свободный профсоюз. Так, 3 августа на «Карельском окатыше» (входящем в компанию «Северсталь») успешно завершилась забастовка профсоюза металлистов СОЦПРОФ. С 28 июля бастовали рабочие управления железнодорожного транспорта (УЖДТ) ОАО «Карельский окатыш». Поводом к забастовке послужило неисправное оборудование локомотивов. Рабочие требовали увеличения зарплаты и обеспечения безопасных условий труда. Профсоюзная организация СОЦПРОФ во главе с А.Н.Столяром и А.И. Карапышем достигла взаимовыгодного соглашения с работодателем. По этому соглашению заработная плата всех работников предприятия (это 5120 человек), а не только транспортников, должна быть существенно увеличена. Причем, работникам удалось добиться того, чтобы в этой зарплате постоянная часть составляла не менее 70%.
Пищевая отрасль
В пищевой отрасли профсоюзная деятельность развивается достаточно бурно. Реформируются старые профсоюзы, появляются новые. Сильное содействие и тем, и другим оказывает Международный союз пищевиков (ШР). Акции в отрасли проходят не только в форме забастовок, но также переговоров, нередко благодаря давлению со стороны международного профсоюза.
На хлебозаводе «Восход» (Новосибирск) с 30 апреля по 3 мая водители провели успешную забастовку. Им удалось добиться письменного согласия работодателя утвердить новую систему оплаты труда водителей-экспедиторов, предполагающую увеличение заработной платы на 15-20%. Акция проводилась по инициативе свободного профсоюза СОЦПРОФ. В результате переговоров удалось достигнуть соглашения об увеличении заработной платы и ее ежегодной индексации.
На российских предприятиях транснациональной корпорации «Нестле» профсоюзы также проявляют активность. До забастовки еще не дошло, но было организовано несколько митингов. 15 марта в г. Тимашевске (Краснодарский край) состоялся митинг рабочих местной фабрики «Нестле-Кубань» за сохранение рабочих мест. 25 декабря работники фабрики «Нестле-Россия» в Перми вышли на часовой пикет, организованный профкомом, к воротам своей фабрики, чтобы потребовать повышения заработной платы. Профсоюз угрожал забастонкой. В итоге длившийся полгода конфликт завершился победой рабочих. 1 июня 2008 года на заседании примирительной комиссии было подписано соглашение об урегулировании трудового спора. Стороны пришли к соглашению на следующих условиях: работодатель обязуется повысить уровень оплаты труда всем работникам филиала на 3,5% с 1 июня 2008 года в дополнение к тем 15%, на которые бьша повышена оплата труда с 1 января 2008 года.
Автопромышленность
Во многом благодаря усилиям профкома «Форда», а также вследствие того, что свободные профсоюзы отрасли объединились в Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА, принятый в Международную Федерацию Металлистов (1МР) 27 ноября 2007), забастовочный дух охватывает другие предприятия этой отрасли. Почти везде появляются или активизируются профсоюзы: на заводе «Рено-Автофрамос» в Москве, «АвтоВАЗ» и «Дженерал Моторс» в Тольятти (затем, в 2008 году, на «ДжиЭм» в Ленинградской области), на ТАГАЗе в Ростовской обл. и т.п. Однако далеко не везде у этих профсоюзов такая же сила и представительство, как у профсоюза «Форда». Ситуация осложнена на отечественных предприятиях, где огромные масштабы завода и сложившаяся система партнерских отношений между традиционным профсоюзом и заводским руководством сильно препятствуют ведению коллективного трудового конфликта. Об этом свидетельствуют события на «АвтоВАЗе» летом 2007 года.
Забастовка на «АвтоВАЗе» оказалась не очень успешной, поскольку прошла недостаточно организованно в силу невхождения большинства бастующих в свободный профсоюз «Единство». Тем не менее, забастовка на отечественном автомобильном гиганте — это уже гром среди ясного неба. Она взбудоражила общественное мнение, на нее отреагировали все СМИ. Положительные результаты у нее все равно есть: после забастовки многие работники все же почувствовали, что они способны защитить свои права, да и новый генеральный директор обещал учесть требования забастовщиков (впоследствии, в 2008 году, было достигнуто повышение зарплаты, но это, конечно, было объявлено заслугой не забастовки, а «социального партнерства»).
Напомним факты. Несмотря на заявление руководства предприятия о том, что ничего не произошло, забастовка все же состоялась — 1 августа, как планировал стачком. Она продолжалась с 10.45 до 16.00. После этого рабочие решили приостановить забастовку, поскольку она была предупредительной. Однако в течение нескольких часов главный сборочный конвейер не работал. У главной проходной прошел многочисленный митинг. Всего в забастовке участвовало, по разным оценкам, от 400 до 2000 человек. По словам Петра Золотарева, председателя профсоюза «Единство», к заводу были стянуты дополнительные силы милиции. В цех приходили представители администрации завода и пытались заставить рабочих начать работу. Основным требованием забастовщиков было повышение заработной платы до 25 тысяч рублей.
К сожалению, после забастовки началась расправа над ее участниками и над активистами «Единства». Были уволены двое участников забастовки, получили дисциплинарные взыскания 330 человек. Профсоюз «Единство», который защищал работников в судах, подвергся мощной информационной атаке. Суды приняли сторону руководства «АвтоВАЗа», вынося решения о законности наказания, поскольку «забастовки не было», а был «немотивированный отказ от работы»,
По цехам распространили листовки профкома АСМ (тот самый традиционный профсоюз, который осудил забастовку и дал согласие на увольнение двух своих членов). В нем говорилось о том, что до и после забастовки работники «были подвергнуты массированному информационному воздействию с целью подталкивания их на действия, которые не вписываются в рамки Конституции и Трудового кодекса РФ, с целью дестабилизации работы предприятия».
Сфера жизнеобеспечения
В 2007 году и до сих пор работники ЖКХ регулярно проводят локальные и краткосрочные забастовки, чаще всего из-за невыплаты зарплаты, и обычно добиваются быстрого решения проблемы.
Например, после нескольких дней забастовки, 23 ноября 2007 года 50 работников ЖКХ города Среднеуральска Свердловской области добились выплаты заработной платы за два месяца. Более 50 сотрудников ЖКХ Среднеуральска несколько дней не выходили на работу из-за невыплаты им заработной платы.
Медработники тоже стали чаще прибегать к забастовке. Так, в начале октября 2007 года сотрудники нескольких детских поликлиник Калининграда провели забастовку, протестуя против двухмесячной задержки заработной платы. Они оказывали медицинскую помощь детям только в экстренных случаях. В результате, спустя неделю, они добились погашения долгов по заработной плате.
Редкие, но эффективные акции против невыплаты зарплаты: отказ от работы и голодовка
Новый Трудовой кодекс упростил процедуру борьбы с невыплатой заработной платы через индивидуальный отказ от работы, который не считается забастовкой (ст. 142 ТК). Работники, которые не получают зарплату, имеют право не приступать к работе. Журналисты, как правило, называют такие действия забастовками, однако формально они таковыми не являются.
До четвертого квартала 2008 года эта форма «кризисной» забастовки мало использовалась, поскольку проблема невыплаты зарплаты стояла далеко не так остро, как в 1990-е годы. Поскольку в 2007-2008 годах невыплата зарплаты еще считалось грубым нарушением закона, акции протеста, как правило, заканчивались успешно.
В 2007 году прошло несколько подобных «забастовок». В начале октября на Богдановичском фарфоровом заводе таким способом около 200 работников добились погашения задолженности по зарплате за август. Другой пример: 1 и 2 октября из-за задержки заработной платы работники ОАО «Че-лябметрострой» отказались спускаться в шахту. Уже 3 октября у кассы выстроилась очередь: деньги пришли. А красноярские строители фирмы ООО «21 век» весь декабрь устраивали разные акции протеста за получение пятимесячной зарплаты, которую им задолжала фирма-мошенник: отказ от работы, перекрытие дороги, блокада входа в здание районной администрации. Они добились обещаний о помощи от главы районной администрации.
Так же поступили 700 работников Лобвинского биохимического завода в Свердловской области: 7 августа 2007 года они вышли на митинг к заводоуправлению и объявили бессрочную забастовку, требуя погашения долгов по заработной плате. Они также угрожали перекрыть трассу Серов-Екатеринбург. После этого началось судебное разбирательство по поводу мошенничества руководства завода при вмешательстве прокуратуры. Однако получать свою зарплату рабочие начали только в начале ноября, и то — не полностью. Впоследствии предприятие было объявлено обанкротившимся. Рабочие были уволены, и многие до сих пор не получили зарплаты, поэтому и в 2009 году они продолжают бороться за выплату задолженности, уже посредством уличных действий.
Если предприятие находится на грани банкротства, как правило, забастовка — неэффективный способ борьбы. Работники добиваются выплаты задолженности по зарплате митингами, перекрытиями, «захватами» предприятий и, к сожалению, — голодовками. Поскольку в 2007 году кризисных предприятий было немного, такие отчаянные формы протеста, как голодовки, почти не проводились, а если и проводились, то недолго.
С 17 по 26 октября устроили голодовку работники Рубцовского машиностроительного завода. Из 45 участников голодовки 37 человек получили 100% заработную плату за июль, август, сентябрь, а восемь человек, по разным причинам не работавшие в эти месяцы, получили 100% за февраль, март и апрель.Работники завода «Ярославский компрессор» (бывший «Холодмаш») выбили зарплату за одни сутки голодовки (с 26 по 27 ноября), после вмешательства губернатора Ярославской области. 28 ноября, работникам выплатили единовременную «помощь» в размере 2 тысяч руб. на человека.
Рабочие бывшего Ясногорского машиностроительного завода (ЯМЗ) в Тульской области давно уже пытаются добиться выплаты задолженности по зарплате (за три года) способом голодовки. В конце ноября 2007 года они устроили пятую такую акцию. Однако в Ясногорске они встречают сопротивление местной власти и прокуратуры, которые их обвиняют в «экстремизме». До сих пор долги перед бывшими рабочими (около 100 человек) полностью не погашены.
В других случаях местные власти более ответственно подходят к проблеме. Так, 45 работников ООО «Бишерская бумажная компания», объявившие голодовку 13 декабря 2007 года в связи с задолженностью по зарплате, прекратили акцию протеста 21 декабря после того, как добились выплаты зарплаты при содействии краевого правительства. Участники акции получили зарплату полностью, те, кто не голодал — половину задолженности по
зарплате.
Форма голодовки используется самыми ущемленными категориями работников. Например, на предприятии ООО Курганское Учебно-производственное предприятие «Автоузел» инвалиды по зрению устроили голодовку, продолжавшую с 3 по 5 сентября. Она была приостановлена, после того как был оглашен приказ председателя ликвидационной комиссии об отмене приказов об увольнении работников «Автоузла».

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta