Учредительная конференция Российского движения жилищного самоуправления «Союз жителей» (Астрахань, 29-30 сентября 2007 года).

заметки наблюдателя
Название движения отражает его суть. По замыслу инициаторов, движение жилищного самоуправления должно опираться на передовую часть тех жителей, кто не ждет манны небесной, а берет контроль над своим домом и землей и активно сопротивляется попыткам властей саботировать самоуправление. Как сказал один из участников, «жилищное самоуправление — это школа самосознания и коллективизма».
За создание движения проголосовали единогласно все делегаты съезда, прошедшего 29-30 сентября в Астрахани. Собралось свыше 300 человек из 37 регионов — председатели ТСЖ и ЖСК, уполномоченные домов в непосредственном управлении, уполномоченные жильцами дома на проведение переговоров с управляющими компаниями, лидеры домкомов, региональные объединения и эксперты.
Организаторы постарались отсечь любые мнимые формы самоуправления, созданные «сверху». Может быть, некоторые «туристы» и подкормленные активисты проскочили, но они не смогли повлиять на ход событий.
Съезд прошел в Астрахани не случайно, этот город — с тысячей домов в непосредственном управлении (НУ) — можно считать своего рода столицей жилищного самоуправления, несмотря на серьезное противодействие со стороны местной администрации. В других регионах эта форма намного менее развита, а порой и полностью игнорируется.
Одной из целей конференции являлась пропаганда этой формы самоуправления, демонстрация жилищным активистам из других городов ее жизнеспособности и привлекательности. В рамках достижения этой цели были организованы семинары по поводу НУ, а также экскурсии участников по домам в НУ. Примеры убедили далеко не всех, многих активистов ТСЖ смущало то, что движение средств чаще всего идет в виде наличного расчета между соседями. Многие активисты домкомов не понимают, как можно брать дом в самоуправление без гарантий со стороны властей, что переданный дом подлежит капитальному ремонту. Тем не менее, энтузиазм местных активистов и улучшение состояния домов отметили все.
Ведущую роль в подготовке и проведении мероприятия сыграл депутат Госдумы РФ от Астраханской области и давний защитник жилищного самоуправления Олег Шеин. Он же стал фактическим лидером созданного движения.
Открывая конференцию, депутат четко выразил суть проекта — создать эффективную общественную структуру, наподобие «жилищного профсоюза», представляющую реальную силу и способную преодолеть «палки в колесах, которые вставляют государственные органы тем, кто встал на путь самоуправления».
После него на первом пленарном заседании выступила Ирина Каверина, председатель Союза собственников жилья Санкт-Петербурга, и подтвердила, что создание всероссийского движения необходимо для укрепления позиций самоуправляющихся активистов.
Андрей Коновал, председатель Движения домкомов г. Ижевска, напомнил, что Жилищный кодекс и другие жилищно-строительные нормы в целом негативно отражаются на правах жителей и что с этим надо бороться. Кроме того, он добавил, что нельзя ограничиваться только протестом, поскольку, по его словам, «если мы не научимся управлять своим домом, мы никогда не сможем управлять страной».
«Мы не кухарки, мы сами управляем».
Мысль Коновала наглядно проиллюстрировала Валентина Воронина, сопредседатель «Союза жителей» г. Астрахани и уполномоченная дома в НУ. С трибуны она начала свою речь следующими словами: «Хотя нам говорят, что мы кухарки, которые взялись управлять государством, и что нам нечего вмешиваться в дела ЖКХ, именно мы поднимаем наши дома из руин!». Эти слова вызвали бурные аплодисменты. Продолжая, Воронина отметила, что взять дом в самоуправление не означает простить долги государству. «Нет, -уточнила она, — мы боремся и дальше будем бороться, чтобы государство ответило за развалюхи, которые передает жильцам без предварительного восстановления».
Карин Клеман подчеркнула, что основная цель конференции — выяснить, на каких принципиальных позициях, несмотря на отдельные разногласия, жилищные активисты могут объединиться. Она добавила, что необходимо выработать общую стратегию по разным направлениям работы — по протестной борьбе, лоббированию, самоорганизации и судебной практике. Этому была посвящена работа по секциям, которая шла весь первый день.
Основная часть конференции проходила в форме жилищного форума, в ходе которого было организовано 19 секций или «круглых столов», касающихся всех важных тем жилищного самоуправления: стратегии в отношении естественных монополистов и властей, договоров с поставщиками услуг или управляющими компаниями, защиты общего имущества, земельного вопроса, капремонта и, конечно, необходимых изменений в жилищном законодательстве.
Во всех секциях было отмечено, что закон не работает даже в тех случаях, когда защищает интересы жителей. И, что необходимо требовать от Министерства регионального развития, чтобы оно подготовило все необходимые подзаконные акты (в том числе типовые договора), конкретизировало процедуры передачи земли в общую собственность и предусмотрело уголовную ответственность для должностных лиц, противодействующих праву жильцов на управление домом и землей.
Также были отмечены все негативные или противоречивые пункты законодательства, по которым были предложены альтернативные решения. Например, по мнению участников конференции, необходимо законодательно снять коллективную ответственность всех собственников за неплатежи в случае ТСЖ, а также принять четкие нормы регулирования деятельности управляющих компаний, которые сейчас обладают почти неограниченной свободой действий и практически не подлежат контролю со стороны государства. По вопросу о капремонте, который вызвал наибольший интерес наряду с секцией о земле, участники конференции единогласно отметили явные недостатки Закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По их мнению, он является просто «элегантным» способом для государства отказаться от своих обязательств перед жильцами. Среди прочих предложений звучала идея ремонтных сертификатов, которые должны быть розданы всем недоремонтированным домам и в которых должен быть зафиксирован объем необходимых ремонтных работ. Несмотря на ограниченные законодательные возможности, участники секции долго обсуждали примеры положительных судебных решений — например, в Ижевске, где суд признал ответственность мэрии за несделанный капремонт и обязал ее оплатить все необходимые работы.
По вопросу о земле и общем имуществе участники конференции пришли к единому мнению: закон не работает, и даже формальная регистрация прав на общую домовую территорию или общее имущество не защищает от покушения на общую собственность со стороны, как местной власти, так и строительного бизнеса. Поэтому Михаил Беляев, член Движения гражданских инициатив и председатель ТСЖ (Санкт-Петербург), выразил мнение, что необходимо отстаивать право фактического распоряжения и управления общей собственностью, а не только право ее формальной регистрации. Дяя убедительности он повторил известный лозунг: «Права не дают, права берут».Хотя некоторые участники и были склонны полагаться исключительно на помощь «сверху» — от депутатов или влиятельных должностных лиц, -большинство все же не только понимало, но и уже испытало на себе необходимость ведения ежедневной борьбы за самоуправление. Одними прекрасными законодательными предложениями ситуацию не переломить, необходимо сильное давление снизу на власть. Б области организации массовых протестных кампаний своим богатым опытом поделились представители Координационного совета гражданских действий г. Ижевска и Движения гражданских инициатив г. Санкт-Петербурга. Лидеры этих движений акцентировали внимание на том, что в протестной кампании у движения жилищного самоуправления есть козырь — оно может привлечь людей не просто абстрактными политическими лозунгами, которые уже не работают, а практическими делами.
На этой конференции иногда звучали странные высказывания некоторых «экспертов» о том, что самоуправление — это дело профессионалов и простым жильцам не надо этим заниматься. Однако это мнение явно противоречило общему настрою и убеждениям: большинство участников — как раз те «простые» жители, которые с удовольствием занимались бы более интересными делами, если бы не то наплевательское и наглое отношение к ним со стороны властей, которое привело их дома в столь плачевное состояние. Возмущенные речью «экспертов», участники конференции не дали им вообразить себя «профессионалами» и возразили, что они накопили такой опыт, что уже намного более компетентны, чем любой так называемый «эксперт». Кроме того, собравшиеся обратили внимание на то, что одной из целей движения как раз является повышение уровня подготовки жилищных активистов путем налаживания системы постоянного обучения и обмена опытом.
«Самоуправление — это школа коллективизма», — к такому выводу пришли участники секции, посвященной проблемам и перспективам жилищного самоуправления. В ходе дискуссии выяснилось, что среди главных проблем, с которыми сталкиваются «подвижники» жилищного самоуправления, — сопротивление, пассивность и раздробленность соседей, склонных действовать по принципу «сосед соседу — враг».
Отсюда и ежедневная работа уполномоченных дома по сплочению коллектива, проведению собраний, информированию жителей, обеспечению финансовой прозрачности, достижению конкретных результатов по восстановлению дома, сглаживанию конфликтов, коллективному противостоянию общему врагу, созданию общегородского движения, организации акций протеста и так далее. То есть об огромном объеме работы, без которой самоуправление невозможно и который приносит радость в виде роста коллективной вовлеченности жильцов.ГЛАВА ТРЕТЬЯ
После отчетов модераторов о работе секции конференция плавно перешла к организационной части. Оказалось, что позиции участников по общим вопросам настолько близки, что проект декларации (ее название: «Жилищное самоуправление — народный ответ на произвол чиновников и управляющих компаний!») был принят единогласно и без существенных поправок. На единодушие повлияло и то, что главы региональных делегаций накануне уже согласовали основные моменты. Таким образом, участники конференции утвердили создание Движения жилищного управления.
Это движение предстояло зарегистрировать, поэтому был обсужден проект устава. Его также приняли без принципиальных возражений.
Согласно уставу, членами движения могут быть следующие сообщества: региональные общественные объединения, которые представляют самоуправляющиеся дома, ТСЖ, ЖСК, НУ, а также лица, уполномоченные жильцами на проведение переговоров с управляющими компаниями, и уполномоченные общежитий от не менее одной пятой жителей соответствующего общежития. Принцип представительства обозначен предельно четко: один дом — один голос.
Столь жесткие ограничения, как объяснил Олег Шеин, нацелены на то, чтобы оградить движение от паразитирующих элементов, которые либо способны лишь на то, чтобы давать экспертные мнения, либо просто наживаться на жилищном движении. Кроме того, такое разграничение позволяет опереться на реальных активистов самоуправления, стимулирует коллективных членов объединить больше домов и не исключает сотрудничества с экспертными сообществами, НГО другого профиля и протестными движениями. Эти аргументы стали решающими для тех, кто боялся слишком сузить движение.
По окончании дискуссии участники выбрали членов рабочей группы, которой предстояло непосредственно на практике сформировать движение и зарегистрировать его.
Положительным является тот факт, что движение создается четко в противовес попыткам властей всех уровней, и в первую очередь на местном уровне, симулировать или уничтожать жилищное самоуправление, что является гарантией независимости от властей.
Что касается партий, то дела обстоят следующим образом: проведению съезда содействовала партия «Справедливая Россия», членом президиума которой является Олег Шеин. Однако ее присутствие оказалось достаточно ненавязчивым — ни флагов, ни другой символики партии не было.
Лидер партии Сергей Миронов, который должен был приехать на второй день работы конференции, отменил свой визит из-за срочного созыва Совета Безопасности. С одной стороны, это огорчило ряд активистов, которые надеялись получить возможность передать третьему лицу в государстве свои предложения и претензии, касающиеся жилищного законодательства. С другой — его отсутствие позволило сфокусировать внимание на рабочих вопросах.
От имени партийного руководства делегатам конференции был предложен проект соглашения между движением и «Справедливой Россией», которая обязалась поддерживать законодательные инициативы движения по изменению жилищного законодательства. Проект был поддержан. Констатируем и тот факт, что пока только одна партия имеет отвечающую интересам жителей программу реформирования ЖКХ. К «Справедливой России» принадлежат и самые активные законодатели, и эксперты в этой сфере — Олег Шеин и Галина Хованская. Впрочем, новое движение готово к контактам со всеми, кто хочет помогать жителям, не выдвигая предварительных условий.
В целом на конференции преобладали беспартийные жилищные активисты, среди партийных были представлены почти все цвета нынешнего партийного поля — от КПРФ до партий «Яблоко» и «Патриоты».
Первоочередной задачей вновь созданного движения была обозначена необходимость наладить оперативную систему обмена информацией и опытом — ее решение все участники сочли наиболее срочным и необходимым. С этой целью предполагается создать базу данных, открытую для всех членов движения, и организовать систему электронной рассылки. Кроме того, рабочая группа взяла на себя работу по созданию и поддержанию сайта движения.
Другим направлением работы станет обучение и составление пособий и практических материалов.
Чтобы оказать влияние на чиновников и политиков, необходима массовость и сплоченность, поэтому участники конференции обещали создать в своих регионах мощные региональные движения, подобные тому, что уже существует в Астрахани под названием «Союз жителей».
Все поставленные задачи в той или иной степени были выполнены.
Как пример, иллюстрирующий деятельность «Союза жителей», а также отношение государственных чиновников к жилищным активистам, приведем заметки о круглом столе, прошедшем 27 мая 2008 года в Москве.
«Круглый стол» с чиновниками:
«Управление многоквартирными домами:
что нужно изменить е законодательстве?»
Круглый стол был организован рабочей группой «Союза жителей» с целью установить диалог между жилищными активистами и чиновниками, от которых зависит судьба поправок к Жилищному кодексу. Круглый стол проходил в Центральном доме журналистов (Москва), но журналистов на него пришломало. Да и от чиновников присутствовали в основном вторые лица. Жилищное движение было представлено достаточно широко: двадцать лидеров региональных объединений жителей — от Калининграда до Иркутска — высказали прессе и чиновникам свои претензии и предложения по изменению жилищного законодательства.
Суть выступлений жилищных активистов сводилась к следующему:
1. раз государство снимает с себя ответственность по управлению много
квартирными домами, люди готовы взять свои дома в самоуправление;
2. государство, заявляя на словах о поддержке жилищной реформы (потребители, сами должны выбирать обслуживающие компании и прочее), на деле
ставит все новые и новые барьеры.
Пожалуй, впервые за всю историю реформы ее идеологи встретились с правоприменителями в лице жилищных активистов,
Активисты затронули основные проблемы. Перечислим их: 1) дать жителям возможность напрямую заключать договора с коммунальными службами, какая бы форма управления ни была ими выбрана; 2) обязать монополистов заключать индивидуальные договора; 3) упорядочить вопрос, о бесплатной передаче придомовой территории в собственность жителей дома; 4) остановить распродажу общей собственности жителей (подвалы, чердаки); 5) упорядочить процедуру передачи домов в управление (с обязательным составлением акта технического состояния дома); 6) признать непосредственное управление, как равную с другими форму управления (включить НУ в федеральную программу о капремонте). И главное — законодательно установить ответственность чиновников за нарушение норм Жилищного кодекса.
Чиновники и эксперты от правительства слушали, слушали и наконец высказались сами. Стало очевидно, что они не услышали того, что пытались до них донести.
Сергей Сиваев («Фонд экономики города»), после того как назвал себя «независимым» экспертом, стал объяснять жилищным активистам, что он придерживается позиции, чтобы весь жилищный фонд был передан управляющим компаниям. ТСЖ — это хорошо, если оно будет лишь посредником между жителями и УК. Почему? Потому что управлять должны «профессионалы».
«Вежливостью» всех превзошел молодой представитель Фонда содействия реформированию ЖКХ Андрей Чибисов, который сразу же, в начале своего выступления, начал высмеивать самоуправленцев, спрашивая, как те решают вопрос с вывозом мусора. «Не отвечайте, — тут же продолжил он, — я знаю — вываливаете мусор в конце улицы!» Люди отреагировали громко и возмущенно. Зазвучали фразы: «Проявляйте хоть уважение!», «Ачастные конторы с уставным капиталом в 10 000 рублей — ответственные профессионалы?», «Мы как раз не выносим мусор на улицу, мы — ответственные люди!».
Таким образом, проходил «диалог» между чиновниками и общественниками.
После этого инцидента представитель Минрегиона уже не нашел что сказать по существу. Он лишь призвал всех наладить диалог без взаимных оскорблений. И отметил, что раз государство выбрало такой путь в жилищной политике, то с этим надо мириться и пытаться приспосабливаться.
Если оценить мероприятие в целом, то оно не было бесполезным. Во-первых, впервые чиновники увидели в лицо тех, с кем им придется еще часто сталкиваться — будь то в кабинетах или на улицах. Во-вторых, жилищные активисты получили опыт общения с авторами и исполнителями нынешней жилищной политики. Они смогли убедиться в том, что борьба за жилищное самоуправление будет еще очень и очень долгой. В-третьих, стало понятно (особенно в ходе утреннего — подготовительного — собрания активистов), что сообщество жилищных активистов из разных регионов уже сложилось, что они набирают колоссальный опыт использования судебной практики, ведения переговоров и противодействия произволу властей. Всех их объединяет общая позиция — дома и придомовые территории должны контролироваться жителями.
Общая активистская среда подвижников жилищного самоуправления. Подводя итог, отметим, что в 2008 году, несмотря на привязанность активистов жилищного самоуправления к своему дому или городскому движению, сформировалась общая среда.
Во-первых, люди, в том числе из разных регионов, установили горизонтальные связи — они созваниваются, помогают друг другу.
Во-вторых, многие из них участвовали в общероссийских акциях протеста под общими лозунгами, в частности в рамках акций, инициированных Союзом координационных советов.
В-третьих, сформировался общий массив требований и позиций. Если вначале люди еще спорили о том, какая форма управления лучше и следует ли вообще идти на поводу у реформаторов жилищного законодательства, то сейчас позиции сблизились настолько, что споров на конференциях почти не возникает. Все согласны с тем, что не важно, какая именно форма управления была выбрана, — важно, чтобы она была выбрана жителями и реализовывалась их силами.В ходе дискуссий люди обмениваются опытом и делятся советами. Например, активисты объясняют жителям, как можно усилить контроль над управлением своим домом. На межрегиональных встречах 2009 года речь шла уже о необходимости обобщения борьбы и расширения круга интересов. Например, на конференции, прошедшей 26 апреля 2009 года в Москве (под названием «Вернуть город людям»), активисты отметили, что управлять только своим домом уже недостаточно, пора задуматься о том, чтобы начать управлять своим городом.
Так что процесс консолидации движения идет уже сам по себе. Этому способствуют несколько факторов. Во-первых, регулярное проведение конференций и форумов (в том числе по инициативе чиновников), на которые съезжаются опытные и новые активисты жилищного самоуправления, где они делятся опытом, устанавливают связи и понимают, что у них одинаковые проблемы и стремления. Во-вторых, создание множества информационных сетей и инструментов: электронных рассылок, сайтов, некоторых специализированных журналов («Председатель ТСЖ», например). Большую роль играют и городские газеты, такие как, например, астраханский «Житель». В-третьих, четкое понимание всеми активистами того, что у них общий оппонент — городские власти и федеральное лобби управляющих компаний.
Развитие движения ограничено в силу того, что до основной массы жителей информация о положительном опыте жилищного самоуправления не доходит — крупные официальные средства массовой информации рассказывают только о прелестях управляющих компаний, о государственной программе «Доступное жилье» или о программе капитального ремонта. Именно отсутствие информации является причиной того, что все те, кто перешел по указанию сверху в руки получастных (бывших муниципальных) управляющих компаний или мошенников разного рода, как правило, занимают пассивную гражданскую позицию.
Итоги: о формировании общего жилищного движения. Несмотря на то, что описанные движения чрезвычайно разнообразны и довольно сильно фрагментированы, все же наблюдается хоть и медленный, но уверенный прогресс, в сторону их консолидации: сначала устанавливаются связи между движениями разных районов одного города, затем — разных городов и регионов.В качестве примера консолидированной кампании можно привести кампанию «За народную жилищную политику», проведенную по инициативе Союза координационных советов России (СКС) в 2006 году. Кампания велась по всем фронтам: выработка общих требований и изменений в законодательстве, юридическая защита жилищных прав, переговоры с чиновниками, встречи с депутатами, информационная кампания, единые
протестные действия.
Протестная кампания прошла в несколько этапов. С 12 февраля по 18 марта 2006 года был проведен «месячник акций за народную жилищную политику», 27-28 октября — всероссийская акция протеста движений жильцов, с 1-2 декабря — единые акции протеста «За народную жилищную политику». Единые требования были согласованы на межрегиональной конференции СКС, прошедшей в Ижевске в ноябре 2005 года. Среди главных требований — перенос сроков выбора способа управления многоквартирными домами и проведение капремонта ветхого жилья за счет государства. Акции под единым лозунгом прошли в 25 городах страны. Несмотря на скромное число участников (всего по стране около 10 тысяч человек), последовательность кампании, ясность и общность требований позволили заполнить информационное поле и таким образом повлиять на общественно-политическую повестку дня во властных структурах. Решение правительства о переносе сроков выбора формы управления многоквартирными домами можно отчасти считать реакцией на эту кампанию. Кроме того, кампания позволила в ряде городов установить контакты между различными инициативными группами граждан, до сих пор действовавшими разрозненно — каждая по своему направлению (против уплотнительных застроек, обмана строительных фирм, мошенничества правления ТСЖ, произвола муниципальной власти и т. д.).
Процесс консолидации набирает силу — движение расширяется, политизируется (приобретает политическое видение проблем, а не сближается с партиями) и открывается к сотрудничеству с другими социальными движениями. Эти, а также другие изменения в общественно-политической ситуации привели к тому, что в конце 2009-го — начале 2010 года на авансцене появился новый потенциальный влиятельный актор — городские общественные движения. О них, а также о трудностях пути солидаризации пойдет речь далее.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta