Когда домохозяйки становятся лидерами движения:

опыт жилищного самоуправления в Астрахани3
Идущая в России реформа ЖКХ ставит людей перед выбором: либо самим взяться за управление своим многоквартирным домом, либо ничего не делать и надеяться, что «все как-нибудь образуется». Ниже мы рассмотрим уникальный опыт движения жилищного управления в Астрахани, где свыше 1000 домов перешли в непосредственное управление (НУ)4, а еще 200 — в управление ТСЖ5. Большинство этих домов управляются самоорганизующимся коллективным органом жителей, во главе которого стоят жилищные «подвижники», так или иначе взаимодействующие с местной общественной организацией «Союз жителей». Учитывая распространенность в Астрахани непосредственного управления домами, а также развитость низовых жилищных инициатив, мы рискнем назвать Астрахань городом, который стоит в авангарде движения жилищного самоуправления.
Подвижники — это пионеры жилищного движения, они первыми проявили активность в своем доме и открыли путь к самоуправлению. Эти люди — бойцы, так как они противостоят препятствиям, которые ставит на их пути новый Жилищный кодекс. Многие из них в своей деятельности опираются на достаточно сплоченное сообщество жителей дома и на коллективный орган самоуправления — это отличает опыт Астрахани от многих других случаев, с которыми мы сталкивались в других городах, где лидер-подвижник борется почти в одиночку и иногда даже сталкивается с группой внутренних вредителей. Наличие коллективного органа управления домом — ключевой фактор не только в деле ухода за домом, но также в развитии движения в целом.На примере жилищного движения в Астрахани мы попытаемся ответить на два основных вопроса: во-первых, как люди начинают управлять своим домом и преобразуются в активистов жилищного самоуправления? Во-вторых, как происходит процесс формирования солидарных сообществ жильцов?
В поисках ответов на эти вопросы мы вышли в поле6 и попытались уловить те микроскопические изменения в повседневной жизни обычных жителей, которые составляют путь к формированию самоуправляющихся сообществ. Именно в ходе проведения первого полевого исследования в Астрахани нам стало очевидно, что макросоциологические теории и схемы малопригодны для понимания процесса активизации. Мы пришли к выводу, что необходимо проводить наблюдения за людьми там, где они живут и действуют, стараться смотреть на вещи их глазами, обращать внимание на малейшие оттенки и противоречия и что самая приемлемая теоретическая рамка для понимания этого — теория фреймов в духе Ирвинга Гофмана.
Рефрейминг как составляющая процесса формирования активистов жилищного самоуправления. Исследование в Астрахани предоставило прекрасную возможность изучить процесс формирования самоуправляющихся сообществ. Первое, что мы отметили, — основная масса жителей домов, выбравших НУ, положительно оценивают самоуправление. Второй важный момент — на пути к НУ находится огромное, количество препятствий, источником которых в первую очередь является внешняя среда (власти всех уровней и предприятия ЖКХ), и поэтому внедрить жилищное самоуправление очень сложно. Третье — переход к самоуправлению во многих домах был бы невозможен без коллективной мобилизации, но процесс перехода содержит конфликтную составляющую, которая часто принимает форму противостояния. Однако, несмотря на конфликт, а во многом именно благодаря ему жители (сначала узкая инициативная группа либо подвижники, а затем, видя положительный пример, все больше людей) подключаются к коллективной борьбе.Мы понимаем коллективную борьбу как совместные действия, нацеленные на преодоление препятствий — как созданных внешними акторами, так и явившихся следствием внутренних разногласий среди жителей. Именно совместный опыт борьбы и участие в коллективном обсуждении общих для всех проблем объединяют соседей, позволяют людям осознать коллективные полномочия и права, а также превращают некоторых из них в активистов.
Рассмотрим каждую из стадий рефрейминга. 3 Про этот случай уже вышла статья: Клеман К., Мирясова О. От обывателя к активисту. Исследование трансформации фреймов участников жилищного движения в Астрахани. Социальная Реальность. №3, 2008. Ст. 5-23.4 Непосредственное управление (НУ) — форма управления домом, которая признана
Жилищным кодексом, но очень, поверхностно, в нем описана. Были предприняты по
пытки, упразднить эту форму внесением поправок в Жилищный кодекс, однако они до
сих пор не приняты. Непосредственное управление отличается от других форм управления хозяйством дома следующими основными признаками: жители управляют своим домом напрямую, то есть без посредника заказывают работы, контролируют их
выполнение и платят подрядчикам или обслуживающим фирмам; с коммунальными
службами они напрямую заключают индивидуальные договора.
Управляет домом высший орган НУ — общее собрание собственников (без обязательного создания юридического лица), исполняет его решения уполномоченный дома, помогает ему общественный совет дома, домком или любой другой коллективный орган.
5 Это означает, что в Астрахани жители большинства домов выбрали самоуправление,
что отличает их от подавляющего большинства жителей страны, которые своей пас
сивностью позволили управляющим компаниям поделить между собой рынок управ
ленческих услуг, чаще всего без контроля со стороны жителей и при попустительстве
местных властей.6 Исследование проводилось в рамках проекта ФОМ «Жилищное самоуправление» в Астрахани. Первое — и основное — полевое погружение мы провели с 22 апреля по 2 мая 2007 года. Впоследствии и до сих пор мы постоянно отслеживали ситуацию и проводили повторные полевые исследования.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta