От обывателя к активисту: первые и последующие шаги в активистскую деятельность

М
ы подошли к главной части нашего исследования: начинаем путешествие в глубину социального мира, где люди живут обычной жизнью, мыслят обычными (часто обывательскими) категориями и на какое-то время (а некоторые — надолго, а то и навсегда) вдруг активизируются -поднимают общественные вопросы, собирают людей вокруг себя, восстают против несправедливости. Самая большая загадка как раз в том и состоит: как простая бабушка, обычный преуспевающий мелкий бизнесмен или ничем не примечательный работяга, вдруг начинают вести активистскую деятельность, причем коллективного свойства?
Чтобы разгадать этот феномен, нам придется отправиться в дома, дворы, районы, цеха, заводы, города — туда, где эти странные люди живут, где они сталкиваются с проблемами, общаются и меняют свои привычные действия. В этой главе мы будем подробно рассказывать о конкретных случаях коллективной активизации, происходящей на микроуровне общества, как можно ближе к повседневному миру людей. Мы будем пытаться разглядеть глубинные процессы активизации и постараемся не навязывать читателям априорные взгляды социологов о том, как «это должно быть».В нашем исследовании мы стремимся выявить как можно больше деталей, раскрывающих разнообразный и противоречивый мир повседневности. Мы располагаем большим массивом данных, собранных нами с 2005 года, — это глубинные интервью, наблюдения, в том числе включенные наблюдения, неформальные беседы, а также непосредственное участие в активистских инициативах.
Читатель может подумать, что мы как социологи-активисты необъективны и выдаем точку зрения активистов за истину в последней инстанции. Предоставляем читателю самому, составить свое мнение, лишь заметим, что наши выводы не основаны исключительно на словах и заверениях активистов, и именно в этом заключается преимущество нашего метода, так как мы можем сопоставить слова с фактами, действиями и ситуациями. Кроме того, наша активистская позиция заставляет нас критично относиться к тому, что мы видим и слышим, и дистанцироваться от взглядов активистов, поскольку если мы хотим приносить им пользу, то можем это сделать, только указывая на недостатки и проблемы. Лесть и похвала — не наша стезя. 1 Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: ИСРАН, Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. Напоминаем, что фрейм по Гофману обозначает совокупность в определенной ситуации привычных практик, латентных смыслов действий и взаимодействий, которые воспринимаются участниками взаимодействия как должные.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta