Проблема горизонтальной коммуникации между цехами

В ходе опроса рабочих, не участвовавших в забастовке, выяснилось, что многие узнали о ней постфактум, а информация о подготовительных мерах до них не дошла. К тому же многие из них явно очень плохо представляют, что такое забастовка, и путают ее с организованными сверху традиционными митингами. Все это свидетельствует о крайне низком уровне информированности основной массы рабочих.
Этому способствует целый ряд факторов.
Во-первых, в сознании рабочих крепко укоренены представления обывательского типа, которые могут принимать различные формы: от иждивенческого и патерналистского настроения до эгоистической установки.
Во-вторых, завод АвтоВАЗ имеет огромные размеры, объехать его можно только на транспорте, и на нем трудятся минимум 100 тысяч человек.В-третьих, состояние общего информационного поля в городе, где главные СМИ находятся под контролем. В день забастовки, 1 августа, администрация завода заглушила «Эхо Москвы», на волне которого заводское радио вещало о событиях на АвтоВАЗе. Местные СМИ освещали забастовку в гораздо более критических тонах, чем федеральные, и в основном повторяли версию заводской администрации о том, что ничего не происходит.
Наконец, как видно из приведенных выше цитат, руководство завода предпринимало жесткие меры (по оценкам забастовщиков, ситуация явно ухудшилась в этом отношении перед забастовкой), чтобы пресечь общение между людьми из разных цехов и тем более ведение пропаганды. Например, одного из рабочих активистов, Антона Вичкунина, у которого с собой были листовки, за несколько дней до забастовки задержали на трое суток. Рабочие, распространявшие на заводе листовки, столкнулись с противодействием уже знакомого нам управления службы безопасности (УСБ). у активистов профсоюза «Единство» отобрали пропуск, который позволял им свободно передвигаться по всем цехам. Кроме того, известен не один факт задержания рабочих за распространение газет или листовок либо за нахождение в «чужом» цехе.
Трудности очевидны, но как их преодолеть? Прежде всего, и об этом говорили многие, необходимо налаживать полуподпольную систему оповещения и агитации. Существуют разные способы, многие из них используются уже сегодня, но пока не систематически. Это и семейные и соседские связи, поскольку многие работают семьями и живут в одних домах или недалеко друг от друга, и телефонная связь, в том числе мобильная, которая активно использовалась во время забастовки для поддержания контакта между бастующими цехами, а также между забастовщиками и «внешним миром» — в основном с журналистами и активистами из других городов, которые в это же время, например в Москве проводили пикеты солидарности у представительства АвтоВАЗа. Последнее играло немалую роль в деле поддержания настроения забастовщиков, которые знали, что их поддерживают и что о них говорят по всей стране.
Но эти меры все же недостаточны для того, чтобы охватить весь завод. Главный недостаток состоит в том, что все добровольные и волевые попытки рабочих активистов носят несистематизированный характер. Именно здесь особенно остро ощущается тот недостаток организующей силы, какой мог бы выступить профсоюз.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta