Выводы о первой фазе мобилизации

Что сделало ее возможной (фоновая ситуация)?
• Горизонтальная коммуникация по неформальным каналам (за пределами кругов «своих»): телефон, публичные места встречи, круг знакомых.
• Эмоция, в первую очередь возмущение и обида (чувство оскорбления),
а затем энтузиазм.
• Внезапное и конкретное воздействие закона на повседневную жизнь людей (выгоняли из автобусов и троллейбусов).
• Закон затронул разные категории людей (почти каждая семья так или
иначе была затронута), причем эти категории пользуются определенным
уважением среди населения в целом: пожилые люди, инвалиды, жертвы по
литических репрессий.
Что превратило протест в коллективные действия?
• Изначальное отсутствие реакции властей (интерпретировано людьми
как презрение).
• Эмоциональный заряд первых стихийных сходов.
• Эффект критической массы (массовость влечет за собой массовость).
• Наглядная демонстрация силы, которая убедила людей, что они на что — то способны: «Нас много, с нами они ничего не могут сделать» (отсутствие
репрессий вначале), «Улица ном принадлежит».• Подключение к мобилизации организаций с опытом (КПРФ, РКРП,
профсоюз работников образования, общественные организации).
• Возникновение «стихийных» лидеров.
• Формулирование общих требований.
• Начало переговорного процесса с властью («Нас были вынуждены услышать»),
• Стечение случайных обстоятельств (кто кого ругал, кто случайно оказался на месте): это тонкие мотивы человеческих действий, которые не поддаются социологической систематизации, а всего лишь детальному описанию.Что поддерживало во времени процесс мобилизации (регулярные митинги в январе-марте 2005 года)?
• Продолжение переговоров и непрерывная связь «переговорщиков»
с протестующими. Процесс переговоров шел по следующей схеме: встреча
с представителями власти, отчет делегатов перед митингующими, коллективное обсуждение, новые предложения, отказ власти идти на компромисс
(или же предложение полумер), решение о следующем митинге, осознание
необходимости непрерывного давления «снизу».
• Первые уступки власти (сразу же после митинга 12 января митингующие отстояли бесплатный проезд льготников до 1 февраля 2005 года) истремление добиться большего (открытие окна возможностей).
• Утверждение новых лидеров, не заложников организации, встроенной в
систему власти.

• Создание организационных структур (Общественный совет пенсионеров и КС).
• Общероссийский контекст: новости о подобных акциях повсюду в стране.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta