Боснийский кризис

Боснийский кризис, на который не только правящие круги России, но и общество в целом реагировали болезненно остро и который воспринимался ими как «дипломатическая Цусима», как национальное унижение, ускорил обращение политических партий

к выработке собственных программ в области внешней политики. Именно в апогей этого кризиса, в марте 1909 года, было созвано специальное заседание кадетского ЦК, на котором были заложены принципиальные основы стратегии и тактики партии в вопросах внешней политики. В 1911 году была опубликована серия программных сборников по вопросам внешней политики и обороны: кадетский — «Вооруженный мир и ограничение вооружений»; правокадетский — «Patriotica»; правокадетски-прогрессистский — «Великая Россия»; октябристско-националистический — «Ладо». Весной 1912 года в связи с выступлением министра иностранных дел С.Д. Сазонова в нижней палате российского парламента развернулись жаркие внешнеполитические дебаты в Думе и в прессе.

В основе внешнеполитических концепций российских буржуазных и помещичьих партий лежали два главных постулата. Во- первых, восстановление и упрочение великодержавного положения России на международной арене, реализация лозунга «Великой России», выдвинутого П.А. Столыпиным. Во-вторых, большинству партий правительственного и либерального лагеря было присуще ясное осознание того, что англо-германское соперничество являлось в то время доминирующим фактором международных отношений. Исход англо-германского поединка не мог быть безразличным для России. Победа Англии в мировом соперничестве сопровождалась бы меньшим нарушением европейского равновесия, нежели победа Германии, которая грозила России низведением ее до уровня второстепенной державы. Поэтому в отношении выбора внешнеполитической ориентации среди партий правительственного и либерального лагерей царило значительное единодушие: все они после боснийского кризиса выступали за укрепление союза с Францией и отношений с Англией при известной свободе балансирования между Антантой и Тройственным союзом «соответственно собственным целям».

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta