Бюрократические инстанции Совета министров

К этому времени отдел уже был укомплектован и фактически функционировал, однако формально его создание не было закреплено, проект соответствующего документа застрял в бюрократических инстанциях Совета министров, так и не дойдя до Государственной Думы. А Временное правительство и вовсе не интересовалось им. Вопросами послевоенного устройства мира занимались в МИД также Первый политический отдел (будущее Германии), Ближневосточный отдел (будущее славянских народов Австро-Венгрии на Балканах и территориальное разграничение Балканских стран и Турции), а также — в широком политическом и правовом отношении — Юридическая часть. Однако какой-либо систематической постоянной координации этой работы со стороны Сазонова и Нератова не велось.

Проблемы будущего России в послевоенном мире заботили и Думу, выступившую за совместную с МИД разработку документов к мирной конференции. В первой половине 1916 года был выработан проект специального секретного совещания по изучению вопросов, связанных с международным положением России после войны. Председателем этого совещания становился министр иностранных дел, а в его состав входили по три члена от Думы, Государственного совета, МИД и «научных учреждений». На заседания совещания предполагалось пригласить специалистов от военного ведомства и Ученых обществ (географического, востоковедения палестинского и др.)30. Однако совещание так и не было ни разу созвано. Особый политический отдел МИД, за исключением нескольких справок по чехословацкому и польскому вопросам, не подготовил ни одного обобщающего документа. По существу, правительство и дипломатическое ведомство под руководством Сазонова шло вслед за развивающимися событиями, заключая с союзниками соглашения по конкретным территориальным и прочим вопросам под давлением обстоятельств (соглашения о Константинополе и проливах 1915 г., разделе азиатской Турции 1916 г., западных границах России 1917 г.), но не имея целостной программы послевоенного мирного устройства.

Мировая война, ее тотальный характер потребовали не только мобилизации внутренних ресурсов страны, но и обращения к внешним источникам снабжения армии, а затем и всей экономики страны, что вызвало необходимость в расширении государственного механизма внешних сношений и создания ряда новых структур. Образованное летом 1915 года Особое совещание по обороне государства (его возглавлял военный министр) было наделено полномочиями по организации закупок вооружения и прочих материалов за границей и их финансированию.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta