Дальнейшие события

Осенью 1912 года на переговорах в Англии с руководителями британской политики Сазонов посвятил много времени урегулированию «накопившихся недоразумений». По сути дела, министр был вынужден просить англичан несколько снизить активность за пределами их сферы влияния и даже предложил ликвидировать нейтральную зону. Этот проект по понятным причинам не встретил поддержки Грея, который, как показали дальнейшие события, рассчитывал получить эту зону целиком. Гораздо легче оказалось договориться о мерах по установлению «твердой власти» в Персии. Сазонов предложил свой план, который после существенной корректировки Грея выглядел так: создать в стране сильную единоличную власть, назначив на пост регента бывшего министра иностранных дел Саада-уд-Доуле, а также предоставить Тегерану аванс для организации жандармерии.

Таким образом, в Лондоне удалось существенно сгладить проявившиеся разногласия, причем большей частью за счет уступок русской стороны. Позднее Сазонов вспоминал, объясняя свою линию: «Русское правительство весьма дорожило достигнутым, не без усилия, соглашением 1907 года и готово было идти на известные жертвы для того, чтобы сохранить его в неприкосновенности, признавая за ним политическое значение, заходившее далеко за пределы той страны, которая служила предметом этого соглашения». (Какие перемены по сравнению с заявлениями 1910 г.!) Но следует также заметить, что возникшие противоречия не были столь резки, чтобы привести к общему осложнению англо-русских отношений: оба партнера по соглашению слишком ценили его и перед лицом обострения конфликта с Германией практически во всех сферах их интересов, включая Персию, не могли позволить себе конфронтацию.

Трансперсидская дорога и борьба с Германией в Персии.

Среди затронутых на лондонских переговорах проблем был и вопрос о Трансперсидской дороге. Его зарождение относится к 1910 году, хотя проекты соединения русской и англо-индийской железнодорожных сетей через Персию обсуждались и раньше. До тех пор пока Англия и Россия оставались врагами, любые планы подобного рода были нереальны. Теперь положение изменилось. Кроме того, в марте 1910 года истекал срок запрета на железнодорожное строительство в Персии, введенного по соглашению с Россией в 1890 году и продленного в 1900-м. Следовало подумать о будущих персидских железных дорогах. Инициативу взяли на себя русские предприниматели. Их, впрочем как и англичан, пугало строительство Багдадской железной дороги, которое могло привести к тому, что Персию — «наш естественный рынок», по выражению русских купцов, — наводнят германские товары.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta