Группа русских предпринимателей

Осенью 1910 года группа русских предпринимателей во главе с членом Государственной Думы Н.А. Хомяковым представила Столыпину записку с планом строительства Трансперсидской дороги от Баку, через Тегеран и Керман, до станции Нушки в Британской Индии. Совет министров дважды обсуждал этот вопрос и, отвергнув возражения министра торговли и промышленности, за спиной которого стояло московское купечество, поддержал проект. Министры признали за ним мировое значение, так как Трансперсидская дорога приведет-де к распространению европейской культуры в отсталых странах Азии. Но в гораздо большей степени министров привлекло другое соображение: Трансперсидская дорога могла существенно снизить неблагоприятные политические и торговые последствия от строительства Багдадской дороги. Это имело особое значение в свете только что заключенных соглашений с Германией, по которым Россия обязалась связать будущую железнодорожную сеть Персии с Багдадской дорогой.

Именно поэтому русское правительство, заранее оговорив, что не поможет проекту деньгами, стало энергично поддерживать его политическими мерами. Лондонскому кабинету была передана соответствующая нота с предложением обсудить технические детали.

Англичане согласились на строительство Трансперсидской дороги, но выдвинули ряд условий. Во-первых, в осуществлении проекта должен был принять участие английский капитал. Во-вторых, на ту часть дороги, которая пройдет через сферу влияния Лондона, должен был распространяться английский контроль. Довольно сложно оказалось договориться о направлении будущей дороги. Англичане считали, что соединение дорог должно произойти в Бен- дер-Абассе, откуда будет проведена ветка на Карачи. Русская сторона возражала против Бендер-Абасса из-за позиций отечественных торгово-промышленных кругов, которые не хотели, чтобы дорога вышла к Персидскому заливу. Вместо этого они предлагали максимально спрямить линию, протянув ее непосредственно на Карачи через Белуджистан. Вопрос о направлении дороги остался открытым.

Было образовано Общество для изучения вопроса о постройке Трансперсидской дороги. Чтобы это общество получило необходимую концессию, Петербург предложил возложить на него реализацию запланированного англо-русского займа персидскому правительству.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta