Императорский указ

Они подлежали дальнейшему обсуждению. Императорский указ о согласованном с китайской стороной контракте на постройку КВЖД был дан 16 августа 1896 г., а сам контракт подписан китайским посланником в Берлине и Петербурге Сюй Цзинчэном 27 августа. Обмен ратификационными грамотами состоялся в Пекине 20 сентября. Срок концессии устанавливался в 80 лет, считая со дня начала эксплуатации дороги; через 36 лет китайское правительство получало право ее выкупа, однако на очень тяжелых условиях. Статья 6 контракта передавала Обществу КВЖД «земли, действительно необходимые для постройки, эксплуатации и защиты линии, равно как и земли в окрестностях дороги, необходимые для снабжения дороги песком, камнем, известью и проч.». Причем китайские государственные земли передавались бесплатно, частные — за выкуп. Общество приобретало «абсолютное и исключительное право управления его землями» и «право сооружения на этих землях построек любого рода». На территории дороги — ее полосе отчуждения — Россия располагала теми же правами и привилегиями, какие имели другие великие державы в Китае, в частности возможностью создать свою вооруженную охрану.

Из акционерного капитала Общества КВЖД, образованного Русско-Китайским банком для постройки дороги, 700 акций по

5    тыс. руб. каждая предназначались для русского правительства, остальные 300 — для частных лиц (фактически они попали в руки воротил Русско-Китайского банка). Русское правительство оказывалось таким образом хозяином дороги и осуществляло над нею свой полный контроль.

Соглашение о КВЖД было крупным успехом политики Витте. Создание нового общества и будущая дорога расширяли экономические и политические возможности царизма на Дальнем Востоке. Наряду с Русско-Китайским банком КВЖД становилась важным рычагом российской политики в регионе. Проведение первой трассы через бездорожную Северную Маньчжурию представляло определенный интерес и для Кцтая, стимулируя рост торговли и переселенческого движения. Кроме того, по условиям договора цинское правительство должно было получить, как только откроется движение, и денежную компенсацию в 5 млн. таэлей (около 7,6 млн. руб. золотом).

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta