Министерство иностранных дел

Министерство иностранных дел считалось в Российской империи одним из ключевых. Его задачи, согласно Положению об учреждении МИД 1868 года, разработанному под руководством князя А.М. Горчакова, были определены в следующих четырех пунктах: 1) политические сношения с иностранными государствами; 2) покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам; 3) ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей; 4) содействие удовлетворению законных требований иностранцев по их делам в России.

Организационная структура и принципы функционирования министерства сложились в первой половине XIX века и с небольшой корректировкой в 1868 году оставались без изменения и в конце столетия (см. схему структуры МИД). Вся работа министерства строилась на началах жесткой централизации и строгой бюрократической иерархии под руководством министра, его товарища (заместителя) и директоров департаментов.

Министр иностранных дел был наделен широкой исполнительной властью и в своих действиях подчинен только царю. В обстоятельствах чрезвычайных, когда необходимо было действовать безотлагательно, он имел право принимать решения по своему усмотрению, неся полную и единоличную ответственность перед царем. Важнейшей прерогативой министра в условиях самодержавной России являлось его право личного доклада царю, которое имели лишь немногие высшие сановники империи. На этих еженедельных докладах принимались решения по всем основным вопросам текущей деятельности дипломатического ведомства.

Основная работа по подготовке материалов и выработке проектов внешнеполитических решений была сконцентрирована в Канцелярии и Азиатском департаменте. На основе стекавшихся в Канцелярию сведений создавалась информационная база и намечались контуры внешнеполитических решений в виде аналитических записок, в которых предлагались и альтернативные варианты возможных решений и рассматривались их последствия, как позитивные, так и негативные. Специальной отработанной методики объективной оценки поступающей информации еще не существовало, она основывалась на профессионализме чиновников. Конечная оценка этой информации принадлежала руководству МИД. В этой работе был задействован очень узкий круг старших чинов политических отделов — не более 8—10 человек.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta