План на переговоры в Лондон

Сазонов привез этот план на переговоры в Лондон. Грей, казалось, согласился, и окрыленный Сазонов отправился в Париж, где встречался с Пуанкаре и руководителями французской финансовой группы участников «Сосьетэ дэтюд» во главе с Парижско-Нидерландским банком. Было решено, что в Персию будет отправлена делегация, которая получит от Тегерана разрешение на технические изыскания и преимущественное право на постройку дороги. Сазонов предполагал, что необходимость получить заем сделает персов сговорчивыми. А между тем Грей внезапно похоронил весь этот план, отказавшись гарантировать заем «Сосьетэ дэтюд». Вскоре в Лондоне отказались и от идеи русско-персидского займа Тегерану. В результате вопрос о строительстве Трансперсидской дороги отодвигался на неопределенный срок.

Такая позиция Лондона играла на руку Германии. Получив по Потсдамскому соглашению гарантию своих торговых интересов в Персии, Германия расширила экспорт в эту страну, В предвоенные годы Германия вышла там на третье место по экспорту, обойдя Турцию. Почти четырехкратное увеличение экспорта в сравнении с 1906—1907 годами произошло в условиях, когда русская система искусственной защиты персидского рынка все еще действовала. Используя метод маловесных посылок, которые не облагались таможенным сбором, немцы с успехом теснили своих конкурентов. В Петербурге забили тревогу. Осознав, что в данном случае они столкнулись не с посылочной операцией, а с товарным движением, финансисты и предприниматели потребовали закрыть границу для посылок. В сентябре 1913 года было объявлено о закрытии двух

пунктов для почтового транзита — Джульфы и Ашхабада. Но поскольку остался открытым путь через Баку — Энзели, то поток посылок из Германии продолжал нарастать.

Германские вложения в персидскую экономику, конечно, не могли сравниться с русскими и английскими, но уже давали о себе знать. Немцы пока ограничивались прямыми инвестициями в персидскую промышленность. В Тавризе компанией по импорту восточных ковров «Петаг» было создано крупное производство — ковровая фабрика. На юге фирма Венхауза организовала собственную пароходную линию в нижнем течении реки Карун.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta