Промышленный подъем

Промышленный подъем 1909—1913 годов, несколько урожайных лет, совпавших с ростом цен на сельскохозяйственные товары на мировом рынке, имели следствием значительное увеличение внутренних накоплений в стране. Это позволило правительству увеличить военные расходы и перейти к интенсивному развитию вооруженных сил, не прибегая к непопулярным мерам — введению новых налогов и новым займам за границей.

В начале апреля 1911 года Николай II получил от морского министра И.К. Григоровича грандиозный проект «Закона об императорском Российском флоте», рассчитанный более чем на два десятилетия. Его исполнение потребовало бы от государства более 2 млрц. руб.

Первым этапом реализации закона должна была стать пятилетняя «Программа усиленного судостроения Балтийского флота», предусматривавшая в дополнение к уже заложенным в 1909 году линкорам строительство 4 броненосных и 4 легких крейсеров,

36 эсминцев и 12 подводных лодок. В результате к 1916 году Балтийский флот должен был получить полную боевую эскадру. Кроме того, намечалось построить 2 легких крейсера для Черного моря и 6 подлодок для Тихого океана. Предполагаемые ассигнования составляли 421 млн. руб.

В начале марта 1912 года И.К. Григорович представил эту программу в Государственную Думу. Он ссылался на быстрое развитие немецкого флота и необходимость в связи с этим закончить создание оперативно-способного Балтийского флота к 1916—1917 годам. В июне того же года Государственная Дума большинством голосов приняла законопроект об отпуске кредитов на выполнение программы. Одобренный царем «Закон о флоте» по решению Совета министров должен был быть представлен в Думу не ранее конца 1914 года.

На практике усиление Балтийского флота осуществилось фактически за счет Черноморского, несмотря на техническую отсталость последнего, В результате Черноморский флот России стал постепенно утрачивать свое былое превосходство над военно-морскими силами Османской империи. Происходившее в обстановке быстро возраставшей зависимости Турции от центральных держав усиление турецкого флота вызывало среди русских дипломатов и военных острое беспокойство.

Первая тревога возникла летом 1909 года в связи с попыткой Турции приобрести бразильские дредноуты, строившиеся в Англии, любой из которых, по словам тогдашнего морского министра

С.А. Воеводского, превосходил по мощи весь русский Черноморский флот.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta