Прямое и систематическое вмешательство

В итоге после этого глава правительства начал прямое и систематическое вмешательство в деятельность МИД, стала усиливаться коллегиальность в выработке и принятии внешнеполитических решений в рамках Совета министров и Особых совещаний. С назначением в 1910 году своего свояка С.Д. Сазонова министром иностранных дел Столыпин устранил и субъективное препятствие к фактическому подчинению дипломатического ведомства главе правительства.

С конца 1908 года Совет министров становится руководящим звеном «управляющего центра» государственного механизма внешних сношений. На его заседаниях рассматривалось более половины всех внешнеполитических вопросов, вносимых преимущественно главой правительства и министром иностранных дел, которые и председательствовали на них. Более трети внешнеполитических дел проходили через Особые совещания, инициатива созыва которых принадлежала тем же лицам, а членами его были те же заинтересованные министры: иностранных дел, военный, морской и финансов. По существу, это был тот же Совет министров, только в узком составе, на котором обсуждались особо важные и конфиденциальные вопросы. Созывались Особые совещания и в «усиленном» составе, и тогда они мало чем отличались от Совета министров.

Превращение Совета министров и фактически ставишь его частью Особых совещаний в центральное звено внешнеполитического механизма несколько трансформировало и в известной степени снизило роль Министерства иностранных дел в принятии важнейших внешнеполитических решений, но не в выработке внешнеполитического курса, текущих конкретных решений и их осуществлении.

Это было связано не только с ведомственной ориентацией, но и в немалой степени с политической обстановкой в стране после 1905 года и с появлением на посту министра иностранных дел А.П. Извольского. В отличие от своих предшественников, идеологически принадлежавших прошлому, XIX веку, Извольский представлял государственного деятеля новой формации, отвечавшего требованиям современной эпохи, Динамичный и прагматичный политик, придерживавшийся достаточно широких, хотя и весьма умеренных либеральных взглядов (сторонник конституционной монархии в России), не замкнутый в рамках международной политики, а осознавший необходимость всесторонних внутренних реформ в стране для ведения успешной внешней политики, он был способен к установлению делового сотрудничества с законодательными учреждениями, с прессой, представителями политических партий, финансовых и промышленных кругов с целью вывода царизма из глубокого внутреннего и внешнеполитического кризиса.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta