Спрямление огромной железнодорожной дуги

В своем первоначальном варианте спрямление этой огромной железнодорожной дуги мыслилось по трассе Новый Цурухайтуй — Мергень — Благовещенск — Хабаровск, причем предполагалось тем или иным путем добиться присоединения этой территории к России. В более благоприятной международной обстановке и после учреждения Русско-Китайского банка, одной из задач которого было финансирование окончания сооружения Сибирской дороги, министр финансов вернулся к этому вопросу с новыми идеями. Он хотел получить от Китая концессию на постройку конечного отрезка пути по прямой линии от Читы до Владивостока. Появление этого варианта объяснялось как стремлением сократить путь (что для железной дороги подобного масштаба было немаловажно), так и несогласием Витте с идеей «выпрямления» русско-китайской границы, то есть аннексии части территории Китая10. Реализация названного плана обусловила основные направления дипломатических усилий России в Дальневосточном регионе на ряд последующих лет.

Точка зрения Витте одержала верх далеко не сразу. В русских правительственных кругах шла борьба по вопросам о направлении дороги и средствах обеспечения ее безопасности. Основными оппонентами Витте выступали генерал-губернатор Приамурского края С.М. Духовской и директор Азиатского департамента МИД Д А. Капнист. Оба они упрекали министра финансов в том, что он упускает из виду громадный политический риск нового предприятия и недостаточно соблюдает интересы русского капитала. По их мнению, «проложение участка Великой Сибирской железной дороги в 2000 верст по району, который долгое время будет для нас чужеземным», стало бы «крупною историческою ошибкой». Витте в ответ доказывал, что Россия вынуждена «следовать образу действия своих экономических соперников», которые напрягают все усилия для получения в Китае железнодорожных и иных концессий11. Надо признать, что министр трезво оценивал новый этап борьбы держав на Дальнем Востоке. Однако из этого не следует, будто его проект не был рискованным.

Настояния Витте увенчались успехом. Николай II поручил ему и Лобанову-Ростовскому согласовать условия переговоров о железнодорожной концессии в Маньчжурии.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta