Средства для создания государственно-частного сектора

Из них черпались средства для создания государственно-частного сектора экономики за рубежом в виде банков, железнодорожных и других акционерных обществ и т.д. Российское государство, его централизованный бюрократический аппарат во многом взяли на себя выполнение задач, присущих монополистическому капиталу развитых стран.

Россия выступила активным участником борьбы за экономический и в особенности политический раздел мира. В то же время она сама являлась объектом капиталовложений и торговой экспансии более богатых и развитых стран — Франции, Германии, Англии и некоторых других.

В экономическом соревновании с конкурентами Россия подвизалась главным образом на рынке товаров. В конце XIX — начале

XX   века российская внешняя торговля развивалась быстрыми темпами, не уступавшими росту мирового рынка. За период с 1894 по 1913 год ее общий оборот вырос более чем в 2 раза (см.  1). Однако удельный вес ее в мировой торговле увеличился за это время незначительно (с 3,2 до 3,6%). По объему внешней торговли Россия занимала лишь восьмое место, уступая не только Англии, Германии, Соединенным Штатам и Франции, но и Австро-Венгрии, Голландии и Бельгии3. А по оборотам внешней торговли на душу населения она отставала даже от таких стран, как Турция и Персия или Болгария и Греция. Это объяснялось не только недостаточно высокой конкурентоспособностью российских товаров, о причинах которой речь пойдет ниже, но и тем, что подавляющую часть производимой продукции (более 9/10) поглощал внутренний рынок.

Россия в конце XIX — начале XX века по-прежнему поставляла за границу преимущественно сельскохозяйственные товары, на долю которых приходилось до половины общей суммы российского экспорта. Россия являлась не только житницей Европы, но до начала первой мировой войны и одной из ведущих хлебо-вывозящих держав мира. По вывозу главных хлебов, кроме кукурузы, она занимала первое место в мире, причем по ржи и овсу ее доля составляла почти половину мирового вывоза этих культур, а по ячменю — даже около 3/4. На долю России приходилось в те же годы 64% мирового экспорта яиц.

Второй главной статьей российского экспорта служило сырье, прежде всего лес и лесопродукты. Из промышленных товаров заметную роль играли только сахар, нефтепродукты и хлопчатобумажные изделия.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta