Структура российского импорта

Структура российского импорта в этот период также оставалась в основном без изменений. Самыми крупными его статьями были машины, хлопок, шерсть, чай, химические продукты и уголь. По мере роста собственной промышленности потребность в импорте промышленных товаров снижалась, и перед войной наибольшая зависимость русского рынка от заграницы наблюдалась в отношении машин и оборудования, станков, химических изделий и некоторых продуктов цветной металлургии.

Эта общая картина дает, однако, лишь упрощенное представление о роли России в мировом разделении труда. Фактически она отражает характер и тенденции развития доминировавшей европейской торговли страны, В действительности внешняя торговля России имела как бы два лица: одно — в отношениях с более развитыми государствами, а другое — с отсталыми и полуколониальными странами. Если в первом случае Россия выступала в роли поставщика сельхозпродукции и сырья и потребителя промышленных товаров, то во втором, наоборот, — в качестве поставщика промтоваров и потребителя сырья и сельхозпродуктов. На рынках отсталых и полуколониальных стран она в некоторых случаях добивалась существенных успехов, причем, как правило, экономические рычаги взаимодействовали с политическими.

Российская внешняя торговля страдала рядом существенных недостатков, которые в рассматриваемый период изживались медленно и постепенно. Они были связаны с относительной отсталостью страны. Так, ее зарубежная торговля не могла опереться на широкомасштабный вывоз капитала. Этот типичный для стадии финансового капитализма фактор действовал только в отношениях с отдельными соседними странами (Персия, Китай). Еще одним существенным изъяном служила малочисленность русского торгового флота в условиях, когда удельный вес морских перевозок во внешней торговле России был преобладающим. Нехватка капиталов затрудняла кредитование торговых операций, организацию перевозок и хранение товаров.

На состоянии внешней торговли отрицательно сказывался также невысокий уровень деловой культуры российских купцов. Они крайне неохотно отпускали товары в кредит, практически не имели за рубежом коммивояжеров, были неаккуратны в соблюдении сроков поставок, мало внимания уделяли рекламе, упаковке и расфасовке товаров.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta