Схема выработки решений

С формально-юридической точки зрения схема выработки и принятия важнейших государственных решений в сфере внешних сношений России может быть представлена в следующем виде:

Эта схема, однако, не отражает реального процесса функционирования внешнеполитического механизма. Самодержавные полномочия главы государства, исторические традиции правления «царскими указами», политическое маневрирование и особые взаимоотношения в «верхах» часто приводили к существенному отклонению от полного цикла в проработке и принятии решений. Нередко они принимались в самой упрощенной форме императорского указа по докладу министра либо даже единолично царем под влиянием кого-либо из неофициальных советчиков (создание Особого комитета Дальнего Востока) или главы другого государства (Бьёркский договор 1905 г.).

Внешнеполитический механизм России к началу XX века отличался процессами, свидетельствовавшими о развивающемся кризисе. Последний был обусловлен прежде всего архаичностью структуры, ее неадекватностью происходящим переменам в стране и в международных отношениях. Разлад механизма начинался с глав

ного звена в иерархии элементов системы, с нарушения взаимосвязей монарха с управляющей бюрократией.

Внешнеполитические функции были предельно сконцентрированы в руках императора Николая II. Он определял внешнеполитический курс государства, ему принадлежало право принятия окончательного решения по вопросам объявления войны и заключения мира, а также договоров с иностранными державами, ратификации международных соглашений. Он держал в своих руках все основные нити повседневного руководства внешними сношениями: общий контроль за деятельностью ведомств осуществлялся на еженедельных докладах министров (а в случае необходимости и чаще), во время которых принимались решения по всем возбуждаемым главами ведомств делам; практически каждодневно царь должен был знакомиться со всей более или менее важной дипломатической, военно-дипломатической (донесения военных и морских агентов за границей) и отчасти консульской перепиской МИД и некоторых других ведомств и, в случае необходимости, давать по ним указания; утверждать инструкции российским послам, посланникам и проч., принимать решения по организационным вопросам МИД; только ему принадлежало право назначения и перемещения руководящих дипломатических, консульских, военных и финансовых должностных лиц, начиная с министров и послов и кончая директорами департаментов, советниками посольств, военными и прочими агентами за границей.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta