Торговый партнер России в Азии

Крупнейшим торговым партнером России в Азии был Китай. Важной задачей в отношениях с ним стало выравнивание структуры торговли, имевшей значительное пассивное сальдо. Эту задачу предполагалось решить прежде всего путем строительства железных дорог, которые связали бы промышленные центры России с соседней страной. Особое значение для русско-китайской торговли имело сооружение Великой Сибирской дороги, а затем КВЖД. Другим фактором ее расширения было образование в 1895 году Русско-Китайского банка.

Из этого и других банков, Общества КВЖД и связанных с ними предприятий Витте создал в конце XIX — начале XX века внушительный финансово-экономический механизм, тесно переплетавшийся с государственным и пользовавшийся разносторонней поддержкой правительства. В Маньчжурии возникло русское предпринимательство в сфере транспорта, добывающей и обрабатывающей промышленности, оживилось судоходство по морям и приграничным рекам.

Рост русского экспорта на Дальнем Востоке сопровождался серьезными изменениями в его структуре. Значительно упал удельный вес хлопчатобумажных тканей, зато увеличился вывоз таких товаров, как металлоизделия, металлы, нефтепродукты, сахар, табак.

Ведущее место в русском ввозе из стран Дальнего Востока занимал чай, увеличился ввоз других товаров, ранее или совсем не ввозившихся, или импортировавшихся в незначительных количествах, — пшеницы, шерсти, мяса, соевых бобов и т.п. Русский Дальний Восток стал крупным потребителем китайских продовольственных товаров14.

Российский частный капитал сделал попытку проникнуть на индийский рынок. Известная русская фирма Манташева в 1898 году открыла свои конторы в Бомбее и Калькутте и повела весьма успешную торговлю керосином. В конкурентной борьбе Манташев сумел добиться убедительной победы над американскими фирмами. Используя перевозку керосина не в жестянках, как это делали американцы, а наливом, Манташев добился монопольного положения на индийском рынке. Русского керосина в 1902 году было ввезено 84,5 млн. галлонов на сумму 31,5 млн. рупий, что в 15 раз превосходило американский ввоз. Из индийского импорта керосина в 91,5 млн. галлонов только 5,75 млн. приходилось на долю США. Но удержать позиции в последующие годы Манташеву не удалось.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta