Внешнеполитические соображения

Его компетенция в этой области не была законодательно закреплена, она была фактически ограничена вопросами экономических и торговых отношений с иностранными государствами, правового положения иностранцев в России, российского подданства и эмиграции. Комитет занимался также некоторыми внутренними делами империи, в которых внешнеполитические соображения иногда имели существенное значение, особенно связанными с национальными окраинами — Финляндией, прибалтийскими губерниями, Польшей, Кавказом и Средней Азией.

Само положение и функции Комитета министров были отражением архаичного государственного строя России. Порожденный самодержавной властью, он создавал лишь видимость существования правительства в России. Совета или кабинета министров в европейском понимании в России не было, поскольку Комитет министров не обладал правами постоянного исполнительного органа и не объединял деятельность министерств и ведомств, которые не были ему подотчетны.

Показательным в отношении царя к «своему правительству» было положение председателя Комитета министров в среде высшей бюрократии. Пост председателя комитета был в значительной степени декоративным, назначение какого-либо министра на этот пост считалось почетной отставкой, поскольку глава «правительства», в отличие от его членов — министров и руководителей ведомств, был лишен права постоянного доклада царю и не имел возможности влиять на направление политики. Когда летом 1903 года Николай II решил избавиться от С.Ю. Витте, он отобрал у него портфель министра финансов и сделал председателем Комитета министров, тем самым отстранив его от участия в проведении дальневосточной политики, вдохновителем и фактически активным руководителем которой он являлся с середины 90-х годов. На посту председателя Комитета министров Витте быстро потерял свое влияние на государственные дела. За полтора года пребывания на этом посту (с августа 1903 г. по март 1905 г.) он разговаривал с царем " всего два раза30.

Отстранение высших органов государственной власти от внешнеполитической сферы соответствовало стремлению императоров, в том числе и Николая II, сосредоточить обсуждение и решение вопросов внешней политики под своим собственным контролем в рамках Министерства иностранных дел, которое рассматривалось как своего рода «канцелярия Е.И.В. по иностранным делам».

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta