Вопрос о союзе

Вопрос о союзе, как и связанный с ним железнодорожный проект, цинское правительство предпочитало обсуждать не в Пекине, а непосредственно с российским правительством во время визита Ли Хунчжана. Он обладал полномочиями вести с русскими представителями переговоры по всему кругу проблем, интересующих обе стороны, и подписать от имени Китая любые важнейшие международные акты. В императорском указе-инструкции канцлеру говорилось: «Мы надеемся, что ты проникся нашими помыслами и укрепишь дружественные отношения между государствами, осторожно и со всем вниманием осуществишь дело»14. Известный китаевед Г.В. Ефимов делает справедливый вывод, что последние слова указа относятся к вопросу о союзе с Россией, уже в течение года находившемуся в центре внимания цинских политиков.

На переговорах, проходивших в Петербурге и Москве, важнейшей целью китайской стороны было добиться заключения союза с Россией, а для русской помимо союза — получить концессию на постройку железной дороги через Маньчжурию. Переговоры завершились подписанием 22 мая (3 июня) 1896 г. секретного русско- китайского союзного договора, заключенного на 15 лет16. Одновременно вступал в силу контракт китайского правительства с Русско-Китайским банком на постройку дороги, которая получила, название «Китайская Восточная железная дорога» (КВЖД). В результате взаимных компромиссов каждая из сторон добилась своих главных целей.

Московский договор в своей политической части был взаимовыгодным. Он позволял каждому участнику рассчитывать на поддержку контрагента при нападении со стороны Японии. Обязательства взаимопомощи распространялись и на случай японской агрессии против Кореи, в судьбе коюрой Россия и Китай были заинтересованы. Договор не сопровождался, однако, военной конвенцией, которая конкретизировала бы предполагаемое взаимодействие. Оговаривалось лишь право России в случае войны с Японией использовать все порты Китая и проектируемую железную дорогу для переброски войск.

Экономическая часть договора в известной мере служила компенсацией Китая царскому правительству за помощь при мирном урегулировании с Японией и получении заграничного займа. В этих статьях вопрос о строительстве русской железной дороги через Маньчжурию получил в принципе благоприятное разрешение.

Конкретные условия, на которых должна была строиться дорога, в договоре 1896 года не оговаривались.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta