Вопрос об утверждении России на Ляодуне

Вопрос об утверждении России на Ляодуне оказался лишь на короткое время отсроченным. Николай явно склонялся к точке зрения Муравьева. Витте, стремясь доказать преимущества своего плана, фактическй достиг обратного результата. Когда через неделю после Особого совещания Ли Хунчжан просил о предоставлении Россией гарантий по новому займу (для уплаты контрибуции Японии), министр финансов неожиданно для цинского правительства выдвинул ряд весьма жестких условий, касавшихся Маньчжурии, Монголии и проведения ветки КВЖД к Желтому морю9. Китай от такой сделки отказался.

2 декабря 1897 г. по приказу царя русская военная эскадра вошла в Порт-Артур, чтобы больше не покидать его. 24 февраля

1898 г. собралось новое Особое совещание под председательством вел. кн. Алексея Александровича. Тон на нем задавали представи

тели военного и морского ведомств. Большинство участников, включая нового военного министра А.Н. Куропаткина, вопреки мнению Витте, высказались за аренду у Китая всей южной части Ляодунского полуострова и проведение железной дороги к Порт-Артуру, который намеревались превратить в русскую военно- морскую базу. Царь утвердил рекомендации совещания и почти одновременно повелел министру финансов отпустить крупные дополнительные средства на военное судостроение, имея в виду прежде всего усиление Тихоокеанской эскадры.

Переговоры об аренде, начатые в Пекине, продвигались с большим трудом. Благоприятному завершению их содействовал Витте, вновь прибегнувший к подкупу китайских сановников. 15(27) марта конвенция была наконец подписана. Китай уступал России в аренду на 25 лет Кванту некий полуостров (южная часть Ля оду на) с Порт-Артуром (ныне — Люйшунь) и Таляньванем (ныне — Далянь). Концессия Общества КВЖД распространялась на соединительную ветку до Таляньваня или иного более удобного пункта на побережье полуострова. Контракт на сооружение южной ветки КВЖД был подписан 24 июня. Для более эффективной эксплуатации нового пути из Европы в страны Дальнего Востока Общество КВЖД создало собственное морское пароходство с главным портом приписки — городом Дальний.

Таким образом, весной 1898 года проблема приобретения незамерзающего порта на Тихом океане оказалась решенной. Российское правительство могло поздравить себя с успехом. Но успех этот был куплен ценой отказа от прежней тактики и осложнения ситуации в регионе.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta