Высокий профессионализм и перманентная перегруженность

Лишь высокий профессионализм и перманентная перегруженность и интенсивность работы позволяли готовить решения на должном уровне. В то же время основная масса чиновников центрального аппарата МИД занималась в основном неполитической перепиской и бюрократическим бумаготворчеством.

Своего рода «мозговым центром» министерства, где творилась большая политика, была Канцелярия МИД. Директор Канцелярии, наряду с товарищем министра и старшим советником, был наиболее приближенным к министру лицом, пользовавшимся его особым доверием, а иногда и дружбой, поскольку обычно министры ставили на этот пост «своих» людей.

Вторым политическим отделом министерства являлся Азиатский (переименованный затем во Второй) департамент, который ведал и неполитическими делами (правовыми и консульскими), связанными с. русскими подданными на Востоке и с подданными восточных стран в России. Ареал стран, ему подведомственных, складывался исторически и не был определен четкими географическими либо политическими принципами. Помимо стран Азии в его ведении находились Австралия, район Тихого океана, Тихоокеанское побережье Северной Америки, страны Переднего Востока (Египет, Марокко, Абиссиния), а также Балканы и Восточное Средиземноморье. Причем такие независимые европейские государства, как Греция, Сербия, Черногория, Румыния, также были в ведении Азиатского департамента как непосредственно связанные с так называемым Восточным вопросом и политикой по отношению к Османской империи, равно как и Египет, с начала XIX века лишь формально входивший в состав Османской империи.

Косность организационного устройства ведомства мешала попыткам руководства приспособить его к новым условиям. Канцелярия МИД и три департамента по мере расширения масштабов и усложнения деятельности министерства наделялись новыми полномочиями, часто не свойственными ни их структурному устройству, ни их задачам, превращаясь в громоздкие, трудно управляемые организационные единицы, по ряду важных вопросов, прежде всего политических, дублировавшие друг друга.

Основным дефектом организации МИД являлось отсутствие единого политического отдела, хотя формально им была Канцелярия МИД. Разделение политических функций между нею и Азиатским департаментом в условиях глобализации внешней политики великих европейских держав и интернационализации экономических связей вело к нарушению единства в проведении политической линии министерства. Недооценивалась руководством МИД юридическая экспертиза дипломатических документов.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta