Захват центральными державами преобладающих позиций

Захват центральными державами преобладающих позиций в этом регионе знаменовал бы серьезный стратегический успех политики «Дранг нах Остен», грозил свести на нет вековые усилия самодержавия на Балканах, позволил бы Германии установить контроль над проливами и обеспечил бы ей выход к Персии. Здесь же с особой силой проявлялся фактор подъема революционно-демократической борьбы (национально-освободительное движение балканских народов, революция в Персии, революционное брожение в Турции). Напор германизма побуждал царское правительство искать поддержки у других заинтересованных держав, среди которых особенно выделялась своим решительным настроем Англия. Вместе с тем в Петербурге не оставляли надежд достигнуть приемлемой сделки с центральными империями.

Отход Австро-Венгрии от политики «совместных действий» с Россией на Балканах стал очевиден уже в начале 1908 года. Царской дипломатии удалось перехватить донесение турецкого посла в Вене, из которого явствовало, что Двуединая монархия отказалась поддержать уже было согласованный с Россией проект судебных реформ в Македонии отнюдь не бескорыстно. В обмен Австро- Венгрия добивалась от султана признания своего преобладающего положения в Салоникском и Косовском вилайетах и согласия на постройку железной дороги из Боснии через Новобазарский санджак до Митровиц, уже соединенных железнодорожной линией с Салониками. За этим последовало публичное заявление А. Эренталя в парламенте о проекте постройки этой дороги, которое А.П. Извольский расценил как разрыв с Мюрцштегским соглашением. 25 мая, по сведениям посла в Турции И.А. Зиновьева, министр иностранных дел Порты и австрийский посол подписали военную конвенцию и «Особый протокол» о концессиях в Салоникском и Косовском вилайетах, становившихся впредь областями монопольной эксплуатации центральных империй. Месяц спустя оба документа были ратифицированы.

Германия в феврале 1908 года добилась принципиального согласия султана на постройку следующего участка Багдадской дороги протяженностью 840 километров, а 20 мая были подписаны соответствующие контракты, знаменовавшие новый большой успех Берлина в закабалении Турции. Германия также значительно расширила торговлю с ней и укрепила свои позиции среди заимодавцев султанского правительства.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta