Ключевая роль семьи и родителей

Можно ли сказать, что советское культурное наследие касается только людей среднего и пожилого возраста, формирование личности, которых пришлось именно на эту эпоху? По большей части, да. Но нельзя недооценивать также трансляцию ценностей и моделей поведения новым поколениям через семью. В России молодые люди сравнительно поздно становятся экономически самостоятельными, поздно начинают жить отдельно. Большие семьи, где вместе живут три (а иногда и четыре) поколения, — не редкость. Семья как микрообщество со своим духовным миром (в котором преобладает отрицательное отношение к общественной деятельности) влияет на молодых своих членов: тем сильнее, чем больше экономическая зависимость от родителей.
Поэтому молодые лидеры, как правило, — это те, кто рано, по разным причинам, получил самостоятельность от родителей. Кто-то — сирота, кто-то рос в неполной или бедной семье, где поглощенные добыванием средств, к существованию родители не пытались (или не имели возможности) контролировать ребенка.
Влияние семьи признают почти все. А те, кто не видит в своем становлении влияния семьи, видимо, просто не осознают его опосредованных форм, которые можно проследить в интервью, например лидер ижевской общественной коалиции — «поздний ребенок» — идейной общности с родителями не ощущал, в то же время ему необходимо было найти взаимопонимание с родителями — пожилыми людьми. Поэтому, скорее всего, неслучайно свою карьеру в общественных движениях он начал с работы в Общественном совете пенсионеров.Очень часто ценности внедряются через личный пример родителей (например, у кого-то «папа-милиционер был принципиальным», у кого-то папа был «истинным коммунистом»), героические факты биографии предков (особенно дедушки): «дедушка в войну служил в контрразведке» или «дед — ветеран войны». Или вот что говорит профсоюзный активист из Белгорода: «В нашей семье предателей во время войны не было».
Для «равнодушных к политике» моральные обязательства перед родителями — важный стимул к активности (своего рода замена политической или мировоззренческой идеологии).
Если для старшего поколения моральным стандартом было поколение «отцов» (великие стройки, Великая отечественная война), то следующие поколения (40-летние и младше) в поисках морального образца часто обращаются не к отцам, а к дедам, в сущности, к тому же поколению фронтовиков, мужественных и идейных людей. Идейность, принципиальность вновь для большей части населения становятся позитивной ценностью, реабилитируясь после периода осмеяния в позднесоветское время и в 90-х годах.
Так или иначе, на определенном этапе своей деятельности, возможно, в кризисный, переломный период, когда надо найти моральное основание, чтобы продолжать, многие активисты обращаются к семье, ища примеров.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta