Разные типы лидеров

Среди лидеров активистского рода можно выделить различные типы. Важно понимать, что они весьма условны, поскольку один и тот же лидер может иметь черты, относящиеся к разным типам, а также меняться. Тем не менее, условно мы бы выделили четыре социально-личностных типа: лидеры из обывательской среды, лидеры по идеологическим мотивам, лидеры по линии организации и лидеры «по натуре» (пассионарии).Лидеры-обыватели — это те, кто относительно недавно еще жил в той или иной степени обывательской жизнью. Как мы показали на примере жилищного движения в Астрахани и забастовочного движения на «Форде»5, процесс становления подобного рода лидеров объясняется через призму перехода от фрейма «ситуационного активиста» к фрейму «завзятого активиста». Напомним, на основании подробного анализа этих двух случаев мы пришли к выводу о том, что самыми значимыми условиями для превращения простого активиста в лидера является плотность и продолжительность взаимоотношений с другими участниками, формирование коллектива с высокой степенью солидарности (с кем идентифицирует себя лидер), активное участие лидера в создании и деятельности коллективного органа управления.
Лидеры-идеологи, как правило (но не всегда), являются политическими активистами (входят в ту или другую политическую организацию), но при этом либо содействуют развитию гражданских инициатив, либо же являются сами их участниками. В любом случае такие люди вошли в движение по иным причинам, чем обыватели. Если желание решить конкретные проблемы, в том числе и свои, могут тоже влиять на их вовлеченность, они скорее действуют по идеологическому убеждению, исходя из более абстрактных и принципиальных позиций, которые они пытаются воплотить в жизнь. Либо они много читали общественно-политическую литературу, либо попали в крут людей («тусовку» — для молодежи), интересующихся политикой, либо же они состоят в партии, идеология которой делает упор на низовые инициативы.
Другая конфигурация наблюдается, когда человек приходит в движение по линии своей организации, будь то партия, НКО или другая общественная организация. Либо его делегировала организация для работы с гражданскими инициативами или движениями, либо же он сам (особенно если он руководитель организации) решил участвовать в движении. Такой человек, обладающий организационным опытом, в отличие от, подавляющего большинства недавних активистов может оказать очень ценные услуги социальным движениям и впоследствии стать одним из его ведущих элементов. Однако надо учесть, что человек пришел от организании, и, соответственно, его первый акт политического или общественного участия связан со вступлением в свою организацию, к которой, можно предположить, он привязан разными мотивами (привлекательная идеология, желание делать карьеру, участвовать в борьбе за власть, действовать эффективно), а иногда и организационной дисциплиной. Тогда стоит вопрос о том, что важнее: собственная организация, на развитие которой лидер направляет всю энергию, или общественное движение? Не является ли последнее всего лишь инструментом? Использует ли он движение для развития собственной организации, или же содействует развитию движения, не пытаясь при этом манипулировать и подчинять, понимая, что от роста гражданской активности его организация выиграет в любом случае? Ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от источника авторитета лидера. От кого он получает более широкое и глубокое признание: от социального движения или от собственной организации? С кем сильнее эмоциональная и моральная связь? Что важнее: идеология или практические (мелкие, как говорят некоторые политические активисты) дела? Здесь мы оставляем вопросы открытыми, потому что нет однозначных и «правильных» или «неправильных» ответов. У каждого такого лидера свой личный опыт и свой личный ответ, основанный на методе проб и ошибок. Ведь организация и идеология (абстрактные идеи) тоже нужны для развития социальных движений, вопрос в том, как найти «золотую середину», балансировать, сочетать интересы организации, идеологию и движенческие дела. На практике в таком случае часто наблюдается дисбаланс в ту или иную сторону. Хотя все зависит от конкретной ситуации.
Например, лидер-троцкист с четкими марксистскими убеждениями (которые в принципе отрицают частную собственность) может спокойно в суде отстаивать право жителей общежитий на приватизацию своей комнаты и ссылаться на «буржуазные законы». И это не лицемерие, а учет действительности. С другой стороны, лидер-антикоммунист и либерал может входить в положение обездоленных людей, с кем он взаимодействует, бранить «дикий рынок» или обличать «социальный геноцид». Кроме того, есть куча примеров, когда «материнская» организация со временем отходит на второй план (что создает у лидера проблемы в собственной организации, вплоть до исключения), и лидер полностью посвящает себя движению.Наконец, четвертый тип лидера — пассионарии. Это скорее тип личности, который может присутствовать в разной степени и в других конфигурациях. Главные черты здесь — сверхэнергичность, сильная привязанность к людям вообще и вера в свою способность сделать их жизнь лучше, Эти лидеры могут запросто объявить, с искрой в глазах, что они так «любят людей» (варианты — сибиряков, жителей своего города, россиян), что они «не могут не помочь». Как правило, это очень эмоциональные люди (и поэтому подверженные приступам депрессии), часто одержимые и экзальтированные. Они могут какое-то время (иногда долго) полностью посвящать себя тому общему делу, которое они выбрали («по призыву души»). Сидеть, сложа руки, если они видят возможность применять свои силы и способности для продвижения задевающих их общих вопросов, они просто не в состоянии. Безусловно, их энергия, вера в себя и в других является мощным мотором в развитии социального движения, поэтому они легко становятся лидерами, правда, не всегда формальными. Поскольку они в первую очередь питаются эмоциями, они вполне могут остаться на вторых ролях по уставу или прочим формальностям. Учитывая их горячий темперамент, с точки зрения равномерного развития движения лучше, когда пассионарий сопровождается близким, но более «приземленным» человеком.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta