Социально-демографический портрет

Как мы уже говорили, биография у многих лидеров непростая, многие сменили много профессий. Тем не менее, образование практически всегда в наличии, а компетентность практически всегда называется в перечне необходимых качеств лидера. Многие сами обучаются, переквалифицируются или совершенствуются. По их собственному утверждению, образование (умение работать с информацией, аналитические, юридические и технические способности, компетентность) — очень важный ресурс. Даже если лидер — рабочий (чаще встречаются мастера), у него нередко есть или незаконченное высшее или высшее образование. Отметим еще, что нет определенного преобладания гуманитариев или «технарей».Кроме того, напомним, что многие являются (бывшими) предпринимателями или самозанятыми (вынужденными).
Какие поколения в наибольшей степени представлены? Как раз занимательной чертой является то, что встречаются люди самых разных возрастов. Если недавно можно было еще сказать, что общественно-протсст-нал деятельность — дело старшего поколения и «маргиналов» из молодежной среды, то сейчас все больше подключаются люди среднего возраста и «обычная» молодежь. И главное, они нередко встречаются вместе в одном движении или коалиции.
Рассмотрим разные поколения.
Старшее (свыше 40 лет) поколение формировалось в советское время. Среди них преобладает дух коллективизма и некоторая доля патернализма (по меньшей мере, государственности).
Среднее (30-40 лет) формировалось во время перестройки, в атмосфере творчества, свободы и провозглашения высших ценностей предпринимательства и личной инициативы. Представители этого поколения относительно более самостоятельны и инициативны.
Молодые (моложе 30) воспитывались в ельцинской России 90-х годов, и этот опыт отразился на них по-разному. Для одних образцом стала западная модель, во многом идеализированная (с ней молодые люди познакомились через СМИ, реже — но все чаще со временем — через встречи и путешествия). В западной модели эта часть активистской молодежи особенно выделяет развитое гражданское общество. Для другой части активистской молодежи отрицательной моделью стала ненавистная «рыночная демократия»: либо они сами или их семья пострадали от этого рынка, либо они с возмущением видели, как выросло социальное неравенство, и умножились случаи отвратительной несправедливости.
Для молодых лидеров часто характерен некий негативистский максимализм относительно «обывателей», которые не занимаются политикой. При этом они мало пытаются понять, вникнуть в причины пассивности, найти общий язык. Поэтому потенциат их интеграции в более широкие коллективы, сотрудничества со старшим поколением ограничен. Активистская молодежь часто замыкается в себе и общается только между собой, пусть даже у них противоположенные взгляды. Активистка молодежного «Яблока» объясняет, например, что проще общаться с активистами (НБП, Обороны, даже «Наших» и «Единой России»), чем с обывателями.При этом отметим противоположную тенденцию — к росту поддержки действий активизирующихся обывателей со стороны молодых политических активистов.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta