Идиллическая картина

Идиллическую картину положения в Китае нарисовали американские сенаторы М. Мэнсфилд и X. Скотт, посетившие КНР в начале 1972 г. В интервью корреспонденту журнала «Юнайтед Стейтс ныос энд Уорлд рипорт» сенатор Мэнсфилд на вопрос, как питается и одевается китайское население, сказал: «Они хорошо питаются и хорошо одеты. У них есть медицинское страхование для всего населения. Людям, живущим в городах, оно ничего не стоит». Далее сенатор рассказал, что в Китае «не допускается загрязнения рек», что «люди, видимо, с величайшим почтением относятся к Мао Цзэ-дуну и следуют его предписаниям с такой же искренней верой, как если бы это были заповеди Евангелия», что американцы «видели в КНР очень мало солдат и очень мало оружия». Сенатор Скотт добавил к этому: «Нехватки продовольствия не ощущается. В Китае продовольствие очень дешевое, и я не заметил никаких признаков того, что оно нормировано». Вероятно, даже маоистские пропагандисты испытывали чувство некоторой неловкости, читая эти откровения американских сенаторов.

Зачастую характер комплиментов буржуазной пропаганды в адрес Мао Цзэ-дуна и маоистского режима достаточно полно раскрывал мотивы, которыми руководствовались неожиданные неофиты маоизма. В конечном счете их привлекала антисоциалистическая и антисоветская направленность внутренней и внешней политики Мао и его сторонников. В самом начале «культурной революции» американский журналист Дж. Олсоп, снискавший себе репутацию ярого антикоммуниста, писал: «То, что происходит в Китае, можно назвать некоторого рода замедленным государственным переворотом, направленным против большинства старого коммунистического военного и политического руководства» К Позднее, анализируя итоги «культурной революции», буржуазные синологи отнесли к ее главным достоинствам и достижениям то, что она позволила Мао Цзэ-дуну «преодолеть сопротивление сторонников развития отношений с Москвой», «избавиться от влияния советского образца строительства социализма», «начать политику широких контактов с Западом».

Разумеется, далеко не все, кто положительно отзывался о китайской действительности, делали это либо со злонамеренным умыслом, либо лицемерно. Среди них немало таких, которые просто попались на удочку маоистских создателей «потемкинских деревень». Но более существенным и серьезным обстоятельством является другое. За редчайшим исключением (если такие исключения вообще имеют

место) западные представители, посетившие КНР после «культурной революции», раньше бывали здесь лишь до 1949 г. и, следовательно, могли сравнивать свои впечатления только с тем, что они видели в гоминьдановские времена.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta