Китайское руководство

Китайское руководство попыталось извлечь для себя выгоды в связи с событиями в июле 1971 г. в Судане, когда после провала вооруженной попытки левонастроенных офицеров свергнуть режим, возглавляемый Дж. Нимейри, в стране прокатилась волна репрессий, распространившихся и на компартию. Позиция, занятая маоистскими лидерами, фактически состояла в оправдании и поощрении этих мер, наносивших ущерб антиимпериалистическому движению в Судане. Однако своими заявлениями и действиями маоисты лишь продемонстрировали авантюристический характер своей политики в отношении арабских стран.

Антисоветские происки маоистского руководства в арабском мире не дали ему ожидаемых результатов. Они натолкнулись на непреложные факты огромной помощи и поддержки, которую оказывает Советский Союз арабским государствам, национально-освободительному движению арабских народов, их борьбе против империализма и сионизма, против израильской агрессии. Пекину не удалось склонить на сторону антисоветизма и те арабские страны, которые занимали особые позиции в вопросах, связанных с ближневосточным кризисом, отвергали резолюцию Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г.

В целом период «упорядочения» внешней политики не привел к существенному укреплению позиций Пекина в арабском мире. Но он стал периодом оформления основных направлений политики маоистского руководства в этом районе.

Распад колониальной системы империализма привел в конце 50-х — начале 60-х годов к появлению большого числа независимых государств на Африканском континенте. Только в 1960 г. обрели независимость 17 стран (здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, не затрагиваются расположенные в Африке арабские государства).

Бурный процеЛ ббразования самостоятельных африканских государств происходил в то время, когда усиленно шло формирование особого внешнеполитического курса маоистского руководства КНР, все более обозначался его разрыв с принципами марксизма-ле- нинизма, верх брали великодержавно-националистические тенденции. Это наложило отпечаток на деятельность Пекина уже на первых этапах его проникновения в освободившиеся страны Африки, на его позицию в отношении национально-освободительного движения на Африканском континенте. Маоисты пришли в Африку с проповедью своих мелкобуржуазных, авантюристических идей и концепций, выступили с притязаниями на роль «учителей» и «лидеров» африканских народов. Отступая от принципов классового подхода, они ста

вили во главу угла тезис об «общности исторических судеб» Китая и Африки, скатывались до использования расистских идеек, что находило свое проявление в противопоставлении «цветных» народов «белым». Уже в этот период обозначалась линия Пекина на отрыв ставших самостоятельными африканских стран и национально-освободительного движения на континенте от социалистического содружества.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta