Модификация внешнеполитических установок

Неудивительно, что эти люди столкнулись с разительными переменами в Китае. Сохранив представления о нем как о полуфеодальной и полуколониальной стране массовой нищеты, крайней экономической отсталости, политической раздробленности, нескончаемых междоусобных войн милитаристских клик, опустошительных эпидемий и стихийных бедствий, уносивших миллионы и даже десятки миллионов жизней, они были поражены действительно большими успехами, достигнутыми китайским пародом. Но дело в том, что многие из них отнесли достижение этих успехов на счет Мао Цзэ-дуна, в том числе и на счет «культурной революции». Впасть в такую ошибку было тем более возможно, что маоисты беззастенчиво приписывали себе все то, чего добилась КНР за время развития по социалистическому пути. Только те, кто имел возможность сравнить Китай 1969 г. с Китаем 1958, а не 1948 г., могли понять, что «культурная революция» была не благом, а великим бедствием китайского народа, что победы, одержанные КНР, были завоеваны не благодаря, а вопреки Мао Цзэ-дуну и маоизму.

Важное значение в стремлении повысить международный престиж КНР после «культурной революции» маоисты придавали модификации своих внешнеполитических установок. Эта модификация шла по линии снижения радикалистской тональности пропаганды по международным вопросам, снятия ультралевых лозунгов, отказа от прямолинейных планов навязать маоизм в качестве руководящей идеологии, а самого Мао — в качестве «вождя» другим народам. Наиболее существенную роль сыграли при этом коррективы в позиции Пекина по вопросам мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

В период «культурной революции» маоистская пропаганда обрушивалась на политику мирного сосуществования, которую последовательно проводили Советский Союз и другие социалистические страны, с яростными нападками, трактуя ее как «предательство», «сговор с империализмом» и т. п. На новом этапе Пекин не только молчаливо отошел от этой линии, но и стал декларировать свою приверженность принципам мирного сосуществования. Впервые об этом было заявлено еще в конце 1968 г., причем, что весьма примечательно, по вопросу о китайско-американских отношениях. 25 ноября 1968 г. Пекин выдвинул перед Вашингтоном предложение заключить между КНР и США соглашение о пяти принципах мирного сосуществования. В отчетном докладе на IX съезде КПК было указано, что КНР будет «добиваться мирного сосуществования со странами с иным общественным строем на основе пяти принципов — взаимного уважения территориальной целостности и суверенитета, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования». Однако эти декларации не подтверждались практическими действиями Пекина и воспринимались за рубежом не более как присущие маоистским лидерам демагогия и политические спекуляции.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta