Накануне нового этапа

Антисоветизм стал одним из главных направлений «культурной революции», что определялось антисоциалистическим характером этой так называемой «революции». Состоявшийся в августе 1966 г. XI пленум ЦК КПК, положивший официальное начало «культурной революции», поставил задачу «четко отмежеваться» от КПСС и других марксистско-ленинских партий и «довести борьбу против них до конца» К Вместе с тем события, развернувшиеся в Китае в 1966—1968 гг., развивались под броскими антиимпериалистическими лозунгами, носили ультралевую окраску. Наряду с бесчинствами у советского посольства в КНР было разгромлено и сожжено, например, дипломатическое представительство Англии. В Пекине громогласно объявлялось о намерениях перенести «культурную революцию» на весь мир. В хунвэйбиновских изданиях открыто ставилась задача «переделать вселенную при помощи идей великого кормчего», «поставить большой

бунтарский спектакль не только на сцене внутри страны, но и на международной сцене». Таким образом, маойсты афишировали свою готовность сражаться на «два фронта».

Все это казалось трудно объяснимым лишь на первый взгляд. Как это ни парадоксально, антиимпериализм маоистов во время «культурной революции» (впрочем, то же самое можно сказать и о многих других случаях) в определенной мере являлся производным от их антисоветизма, антиимпериализм им нужен был для камуфляжа истинных причин своего разрыва с КПСС и Советским Союзом, враждебного отношения к нашей партии и нашей стране.

В основе всей деятельности Мао Цзе-дуна и его сторонников лежали великодержавно-шовинистические гегемонистские цели. Собственно маоизм и сформировался в поисках путей для достижения таких целей. Этим определялся и подход Мао к социализму, о котором у него складываются извращенные представления. Как показала авантюристическая затея с «большим скачком» и народными коммунами в конце 50-х годов, Мао Цзэ-дуну были чужды и даже враждебны идеи научного социализма, нашедшие свою реализацию в практике Советского Союза. Все его «увлечение» социализмом ограничивалось узким, сугубо утилитарным подходом, стремлением к использованию возможностей социалистического строя для решения задач, с подлинным социализмом несовместимых. Короче говоря, Мао пытался приспособить преимущества социализма к антисоциалистическим в своей основе целям, что, разумеется, принципиально неосуществимо, заведомо обречено на неудачу и служило источником перманентного кризиса внешней и внутренней политики маоистов.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta