Отрицательные последствия

Одновременно «культурной революции» приписывались такие черты, которые должны были придать ей привлекательность в глазах мирового общественного мнения.

К усилиям маоистов приукрасить «культурную революцию», сгладить ее отрицательные последствия и навести глянец на китайскую действительность подключились также буржуазная пропаганда, некоторые западные синологи и даже отдельные политические деятели из правящих кругов капиталистических стран. После многих лет ожесточенных нападок на «красный Китай» они вдруг сменили гнев на милость, узрев в маоистском режиме массу положительных и прямо-таки благородных черт. Буржуазные ученые-китаеведы стали расхваливать Мао Цзэ-дуна за борьбу против «бюрократизма», поиски «оригинальных» путей развития, сохранение «самобытности» и т. п. В 1972 г. американская Академия политических и социальных наук выпустила сборник статей «Китай в современном мире». Один из авторов этого сборника — канадский исследователь Джон Мелби в статье «Маоизм как мировая сила» пишет: «Немалая доля притягательности современного Китая заключается в том, что один человек и относительно небольшая группа верующих в него получили возможность осуществить свою мечту в массовых масштабах. На данном этапе их мечта — это не что иное, как вера в то, будто природа человека может быть изменена и будто смыслом жизни может быть творение добра для всех. И эта концепция и практика настолько смелы и великолепны, что каждый, даже если он и не хочет стать частью такого общества, как я, например, не может не пожелать им успеха» Всей последующей аргументацией автор стремится оправдать закономерность появления маоизма как «эт1ь ческой системы».

Откровенную апологетику маоизма содержит ряд статей другого сборника американских китаеведов, изданного в 1973 г. под редакцией одного из ведущих специалистов США по Китаю Чалмера Джонсона2. Так, Бенджамин Шварц пытается доказать, что философские и социальные концепции Мао Цзэ-дуна вполне закономерны и даже чуть ли не единственно возможны в условиях Китая. Некоторые буржуазные авторы, особенно те, кто явно связан с Пекином, идут в прославлении маоистского режима даже дальше самих маоистов. Наглядным примером может служить брошюра «О сегодняшнем Китае» некоего Чэнь И-фа- ня, работающего в системе образования в штате Нью- Йорк. В ней говорится, что маоистские лидеры внутри страны хотят создать «новый общественный порядок, который в высшей степени соответствовал бы принципам гуманности», а на международной арене «распространить все то, что осуществляется в стране», то есть опять же «принципы гуманности»3. Так Чэнь И-фань приписал маоистским лидерам пристрастие к тем самым принципам, одно упоминание о которых вызывало у них зубовный скрежет и которые подверглись наиболее ожесточенным атакам маоистской пропаганды в ходе кампании «критики Линь Бяо и Конфуция».

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta