Потребительские товары

Не в полной мере отвечала потребностям развивающихся стран и их торговля с КНР. Преобладающую часть китайского экспорта в эти страны — 70—77% — составляли потребительские товары, главным образом хлопчатобумажные ткани, одежда, посуда, некоторые продукты питания. Доля же товаров производственного назначения не достигала 20%. В отличие от этого, КНР вывозила из развивающихся стран важные виды сырья, представляющие большую ценность для ее экономики, такие, как натуральный каучук, цветные металлы, фосфаты, хлопок и т. д. На эти товары приходилось до 90% китайского импорта из развивающихся стран. Вместе с тем китайская сторона уклонялась от закупок многих товаров традиционного экспорта развивающихся стран. Порою даже из уст критиков внешней политики Пекина можно было услышать такое суждение: «И все же как бы то ни было, но Китай оказывает помощь и поддержку национально-освободительному движению, развивающимся странам». Что можно сказать в этой связи?

«Забота» Пекина о развивающихся странах, о национально-освободительном движении была не более чем забота о том, чтобы привлечь их себе на службу, превратить в орудие борьбы за достижение целей маоистов, в основе своей глубоко чуждых и развивающимся странам, и национально-освободительному движению.

Но, может быть, субъективные цели Мао Цзэ-дуна и его группы не имели существенного значения, коль скоро объективно развивающиеся страны, национально-освободительное движение получали выгоду от помощи и поддержки Пекина? Такая постановка вопроса также совершенно несостоятельна. Задачи, которые ставило перед собой маоистское руководство, определяли и характер его так называемой помощи и поддержки. С точки зрения своих гегемонистских замыслов маоистские лидеры отнюдь не были заинтересованы в сильном и сплоченном «третьем мире». Им нужен был не могучий, а антисоветский «третий мир».

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta