Вопросы развития китайско-советских отношений

В целом период «упорядочения» внешней политики КНР показал, что Пекин придерживается определенного, причем чрезвычайно низкого, потолка в деле нормализации китайско-советских отношений. Маоистские лидеры шли на нормализацию лишь до тех пределов, которые, по их мнению, умещались в русло стратегического антисоветского курса. Более того, сама нормализация рассматривалась ими с точки зрения осуществления такого курса.

Все вопросы развития китайско-советских отношений пекинские лидеры сводили к пограничным вопросам. В ответ на советские предложения, касались ли они расширения торгово-экономических связей, возобновления культурного сотрудничества, научного обмена или налаживания контактов по линии общественных организаций, например между обществами дружбы двух стран, в Пекине упрямо твердили, что для этого еще «не созрели условия», что вначале надо успешно завершить переговоры по пограничным вопросам, а потом уже браться за другие дела. Несомненно, что такая позиция скрывала за собой попытку оказать давление на Советский Союз на самих переговорах, попробовать шантажировать его, отодвигая возможность достижения прогресса в других областях.

Связывая перспективу развития китайско-советских отношений с исходом переговоров по пограничным вопросам, Пекин вместе с тем занял на этих переговорах позицию, которая исключала всякую возможность продвижения вперед. Эта позиция была зафиксирована в заявлении китайского правительства от 7 октября и в документе МИД КНР от 8 октября 1969 г. В них содержались беспочвенные утверждения о том, что русско-китайские договоры, определяющие нынешнюю границу между СССР и КНР, будто бы являются неравноправными, делалась попытка возложить на Советский Союз ответственность за обострение положения на границе, а также выдвигался ряд предварительных условий, которые необходимо было выполнить «до всестороннего разрешения вопроса о китайско- советской границе путем мирных переговоров».

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta