Опыт верховного главнокомандующего

Д. Эйзенхауэр на основе своего опыта верховного главнокомандующего союзными силами в Европе предпочитал более структурный подход к принятию решений по военным вопросам. Он ввел в Белом доме практику личных встреч с госсекретарем, министром обороны и ОКНШ. Стремясь улучшить межведомственную координацию, президент учредил постоянный аппарат СНБ во главе со специальным помощником президента по делам национальной безопасности. Вначале этот аппарат сосредоточился на работе в двух постоянных межведомственных органах — Совете планирования политики и Совете по координации операций. Поскольку эти органы продолжали выпускать документы, нацеленные скорее на компромиссы между департаментами, аппарат СНБ начал играть все более руководящую роль, хотя и не был до 1961 г. важнейшим участником выработки внешнеполитического курса. Д. Эйзенхауэр предпочитал полагаться на свое собственное суждение и советы госсекретаря Д. Даллеса, министра финансов Дж. Хэмфри, директора бюджетного управления Б. Додиса, председателей ОКНШ А. Рэдфорда и Н. Туайнинга, а также бригадного генерала Э. Гудпейстера, его офицера связи с ОКНШ и личного докладчика. Они давали различные советы, включая суждения по профессиональным воепным вопросам, международным проблемам.

Начиная с президентства Дж. Кеннеди аппарат СНБ стал инструментом прямого вмешательства в дела «национальной безопасности». Руководимый такими «динамичными интеллектуалами» в качестве помощников президента по делам национальной безопасности, как М. Банди, У. Ростоу и Г. Киссинджер, аппарат СНБ быстро развернулся в «карманное» подобие госдепартамента и министерства обороны с правом ежедневного прямого доступа к президенту.

Недоверие к карьерным чиновникам, характерное для президентов Дж. Кеннеди, JI. Джонсона, Р. Никсона п Дж. Форда, привело к концентрации власти в аппарате СНБ, а Г. Киссинджер к тому же возглавил все важные межведомственные комитеты. Хотя все помощники президента по национальной безопасности меняли название руководящих документов, исходящих из Белого дома, они никогда не отказывались от утверждения, что рассылаемые ими в госдепартамент и министерство обороны меморандумы составлены самим президентом. Даже такие сильные и влиятельные главы ведомств, как госсекретарь Д. Раск и министр обороны Р. Макнамара, принимали как должное вмешательство аппарата СНБ в их дела.

Нет меток для данной записи.

Comments are closed.

Реклама

Рубрики:

Реклама

Статистика:

Meta